— Что общего между этими двумя направлениями и как они влияют друг на друга? — сразу задал вопрос со сцены дирижер Омского академического симфонического оркестра Дмитрий Васильев. — Мы решили поставить эксперимент.
Эксперимент начался с пятой симфонии Людвига ван Бетховена. Васильев поделился, Бетховен — один из тех, кто оказал влияние на все жанры музыки и рок в том числе. Многие выделяют рок-мотивы в творчестве композитора и не раз перекладывали классическую мелодию на свой лад.
В свою очередь, рок был представлен легендарными The Beatles, Meta*llica, Yes.
— Beatles оказали влияние на другие жанры не меньше, чем Бетховен. Из всего наследия рока их музыка одна из самых позитивных и светлых. К темной стороне — Meta*llica с мрачными текстами, мелодиями. В одной из песен поется о свете в конце тоннеля, но оказывается, что это несется на тебя поезд. Пессимизм свойственен тяжелым рок-группам, и мы решили окунуться и в эту сферу, — пояснил выбор руководитель оркестра.
Стоит заметить, что и у названных групп немало мелодичных композиций даже без аранжировки, ну а совсем тяжелыми направлениями публику не стали пугать. При этом своего рода металлисты есть и среди композиторов. Перемежая выступление маленькими ремарками, Васильев рассказал о связи Игоря Стравинского с наркотиками, во времена которого кокаин и морфий продавались в аптеках, о темной стороне Дмитрия Шостаковича, одного из самых трагичных композиторов.
— Есть одна вещь, откуда у рока ноги растут, — Игорь Стравинский и балет «Весна священная». Он был представлен в Париже в 1911 году. И это было настолько эпатажно, что в партере разразилась драка. Здесь есть все, здесь есть и тяжелый рок, — анонсировал Васильев.
Шостакович, кстати, был также одним из тех, кто зародил соло ударных как таковое, заметил Васильев:
— Ударное соло придумали не рокеры и даже не джазисты — Шостакович, антракт из оперы «Нос», 1927 год.
Также оркестр вспомнил и нашумевшую в Омске рок-оперу «Иисус Христос — суперзвезда», исполнив симфонические метаморфозы Уэббера-Барыкина, а в завершение представил мировую премьеру — отрывки из концерта для рок-группы с оркестром авторства Юрия Козулина, который тоже был в зале и наверняка знаком с творчеством Pink Floyd, чьи оттенки (в частности Shine On You Crazy Diamond) угадывались в мелодии.
«Десерт» оказался стоящим: здесь и скрипки, и электрогитара, что не могли не оценить как любители классической музыки, так и рока. Поэтому, как весь вечер показывали на сцене филармонии, противопоставление только в названии, а на самом деле два направления переплетены десятками нитей в виде композиторов и групп.
— Мы исполним композицию в стиле хеви-метал, написанную всего лишь 300 лет назад, — с интригой сказал Васильев, когда публика позвала оркестр на бис. И — зазвучала одна из самых узнаваемых мелодий Антонио Вивальди «Времена года».
* — экстремистская организация, деятельность запрещена на территории РФ
Фото, видео: Ирина Любых