INCOGNITO расколол омскую публику на две части. Одни посчитали его «слишком вольной трактовкой русской классики», другие — «сильным и смелым современным разговором на тему коррупции и власти».
Чёрное пространство сцены вне времени и места, чёрно-белые столбики вёрст и клавиши рояля, кроваво-красный заливающий свет, портреты Гоголя и полное отсутствие декораций — в такой атмосфере разворачивается действие. Режиссёр Анатолий Ледуховский обозначил жанр как русские криминальные хроники по мотивам комедии Николая Гоголя «Ревизор». По его словам спектакль стал попыткой осмыслить большое количество криминальной информации, которая транслируется по телевизору. Именно транслируется, а не анализируется. В итоге изменился и спектакль. Гоголь назвал своё произведение комедией, а в трактовке Анатолия Ледуховского получилась большая трагедия маленьких людей.
Михаил Окунев, заслуженный артист России:
— Никаких внутренних противоречий у меня не возникло, потому, что режиссёрская трактовка — это тоже взгляд. У каждого он свой, но от темы Гоголя режиссёр не уходит. Тема настолько ярко выписана, что от нее практически невозможно отойти. И один из главных вопросов здесь, почему целая группа чиновников приняла за очень большого начальника человека, который ничего из себя не представляет, пустышку. Отвечая на этот вопрос, зритель невольно размышляет и о государственной системе, в которой ему приходится жить и, разумеется, о своём месте в этой системе. Так было200 лет назад, так есть и сейчас. С тем лишь различием, что сегодня это выглядит более жёстко и порой трагично.
Спектакль парадоксален, метафоричен, далёк от классического или хрестоматийного Гоголя, к которому мы привыкли со школьной программы. В него нужно вглядываться, вслушиваться между строк, чтобы стереть из своего сознания штампы, накопившиеся в тексте за многие десятилетия, и понять, что же хотел донести автор. Режиссер изменил художественный язык, но типажи и масштабы национальных проблем остались те же.
Михаил Окунев, заслуженный артист России:
— Кто-то хорошо сказал, что в трагедии всегда ищи комедию, а в комическом- какие-то серьезные темы. Наверное, это правда, материал становится объёмнее. Раньше всё было просто — в театре была высокая трагедия и комедия. А потом пришёл жанр трагикомедия. И даже тот же текст Гоголя — как к нему относиться? Когда он прочитал его в первый раз, многие за голову схватились. Для них это не была комедия. Сейчас мы немного смеёмся — это же было двести лет назад, это совсем другое дело. Но Гоголь недаром ведь в конце написал: «Над кем смеетесь? Над собой смеетесь». Да, дело происходит в другом городе, в другое время, но это всё попадает и под современность. Сегодня в чистом виде комедии и трагедии практически никто не ставит– это примитивно. Сегодня уже нет таких спектаклей, где можно было бы посмеяться, а потом просто выйти и сказать: «Здорово, хорошо, весело».
Второй спектакль, который оправится на фестиваль в Южно-Сахалинск, — «Жизнь» по повести Л.Н. Толстого «Смерть Ивана Ильича». Спектакль ставился специально для камерной сцены, которую режиссёр Борис Павлович превратил в бар. Его посетителями становятся и зрители.
Куда же мы попали? Оказывается, на поминки некоего судебного чиновника средней руки. Но парадоксальным сочетание смерти и лёгкой ресторанной атмосферы кажется только на первый взгляд. Ведь главной темой этого произведения Толстого как раз и стали размышления о том, что такое жизнь — набор правил и приличий или нечто большее, и что такое смерть — конец, или настоящее начало.
Руслан Шапорин, артист Омского академического театра драмы:
— Для меня Толстой по-новому открылся, видимо должен прийти какой-то возраст, чтобы начать чувствовать Толстого по-настоящему, насколько он глубоко философичен, и его в хорошем смысле слова «препарирование» простого, среднестатистического человека. Там много всяких аспектов, это длинный разговор, но если коротко, я почувствовал, что Толстой очень глубокийписатель, даже буддийский или буддийско-христианский. Для меня эта интерпретация — взгляд с сегодняшних концепций на бессмертный материал. Это форма современного разговора на темы жизни и смерти.
Отметим, что в этом сезоне в театре была целая серия громких премьер. Лучшим спектаклем года на XXIII областном конкурсе назван «Искупление» по мотивам романа Ф. Горинштейна (автор инсценировки и режиссёр Алексей Крикливый). Это невероятно сложная работа всего коллектива театра, разговор со зрителем на библейскую тему — что же такое искупление (именно искупление, а не прощение) на материале советской действительности эпохи лагерей и массовых репрессий.
В репертуаре появились и «Три товарища» (Эрих Мария Ремарк) и «Правда — хорошо, а счастье лучше» (по А.Н. Островскому), а также ещё не титулованный регалиями, но смелый и интересный спектакль Solemio по мотивам пьесы Генрика Ибсена «Привидения».
Его темами стали три важных вещи — религия, секс и семья. Со стороны кажется, что когда они смешиваются, актёрам бывает не просто, но исполнитель главной мужской роли уверяет, что ни один эпизод трудностей у него не вызвал.
Руслан Шапорин, актёр Омского академического театра драмы:
— Было легко! Это же моя работа. Я об этом как-то не задумываюсь, получается и всё. Я ж не могу прогнозировать, что на 100% могу быть свободен, но тут как-то получилось
Уорганизаторов фестиваля в Южно-Сахалинске был весьма непростой выбор, что же показать своим зрителям. Омичи могут посмотреть спектакли только до 14 июня. После гастролей театральный сезон закончится, дата начала нового ещё не определена. Предположительно это произойдёт не раньше второй половины сентября.