Как показал новый опен-эйр омской филармонии, ценителей джаза среди горожан оказалось не меньше, чем любителей классической музыки. 1 июля в парке «На Королева», вопреки прогнозам, обещавшим дожди, и несмотря на подорожавшие почти вдвое билеты, трудно было найти свободное место на газонах.
У входа образовалась уже традиционная для музыкальных пикников длинная очередь, машины забили обочину далеко от ворот парка. Омичи платили за вход 350 рублей, получая взамен бумажный браслет, служивший пропуском на целый день, и устраивались у сцены: кто успел — на лавочках, остальные — на баблах или пледах. Ощетинившаяся зонтиками толпа заняла всю площадку, так что некоторым достались только «стоячие» места — присесть было негде.
В течение дня публика все прибывала. По предварительным оценкам, «Jazz Парк» как минимум сумел повторить прошлогодний рекорд «Симфопарка», собравшего около 8 тысяч человек.
В полдень 11-часовой джаз-марафон открыл хедлайнер фестиваля — виртуозный пианист Даниил Крамер, который в составе трио с трубачем Сергеем Пронем и певицей Армине Саркисян отыграл двухчасовой сет «джазового мейнстрима».
Объясняя журналистам выбор репертуара, Крамер сказал, что задачей специально ставили отбор «легкой» музыки, которая должна не «грузить» зрителя, а освобождать от проблем, от политики и просто позволить людям получить удовольствие от праздника. Причем музыкант поиронизировал над формулой российской реальности «денег нет, но вы держитесь» — лекарством от этого, по его мнению, тоже служит музыка.
По злой иронии опен-эйры омской филармонии в этом году преследует непогода. В прошлый раз «Симфопарк» едва не сорвал мощнейший ливень, а Крамер и Ко, как оказалось, накануне приезда в Омск спаслись от бушевавшего в Москве шторма, причем ударник по этой причине надолго застрял в столичном аэропорту.
Екатеринбургский трубач Сергей Пронь.
Армине Саркисян — уникальная, по словам Крамера, вокалистка, которая в силу многожанровости «подходит практически любому концерту».
Несколько пар, не удержавшись, вышли танцевать под зажигательный джаз, хотя кружиться пришлось на боковой аллее за неимением свободного места на газоне. Впрочем, под сценой тоже развернулась танцплощадка — для самых маленьких. Дети удирали от родителей, чтобы поплясать «на свободе».
К детям присоединился артистичный клоун, исполнивший с маленькой партнершей вполне зрелищный танец.
Среди гостей «Jazz Парка» оказался вице-губернатор Владимир Компанейщиков. Он не стал подчеркивать вип-статус и расположился в первых рядах на бабле, как рядовой зритель, ритмично кивая в такт музыке. После концерта чиновник отправился в шатер музыкантов, чтобы лично поприветствовать Крамера.
Пианист с мировым именем, в свою очередь, признался в любви омской публике.
Даниил Крамер, пианист и композитор:
— Омскую публику я, слава богу, знаю столько, сколько сюда приезжаю. А это много — если не ошибаюсь, больше поколения. До меня уже дошли слухи, что на моих концертах люди познакомились, поженились и детей родили… Могу сказать откровенно, я уже могу позволить себе не приезжать туда, где мне не нравится. Но раз я приехал, значит, мне нравится.
Паузу после первой части музыкального марафона заняла лаунж-зона с джазовыми импровизациями от саксофониста Владимира Мельникова и диджея IQ. Здесь площадка оказалась свободнее, что, наконец, позволило устроить танцы под открытым небом для всех желающих.
Харизматичный вокалист и кружащиеся в танце пары привлекли толпу зрителей, отвлекая от фуд-корта, шашлыков и неизменной ярмарки.
Лаунж-зона на фестивале отвечала за концептуальность и современное искусство. Здесь расположилась выездная выставка галереи «Левая нога», подготовленная художником Димой Вирже. На входе зрителей в стиле Большого Брата предупреждала картина: «За вами наблюдает искусство». Под арт-надзором разместились работы Никиты Позднякова, Рената Латышева, самого Вирже. А инсталляции трансформировались в фотозоны.
Рядом работала выставка омских архитекторов и художников из СибАДИ и ОмГТУ.
В той же зоне очередной перформанс представил театр мод «Образ», ставший завсегдатаем всех омских культурных мероприятий.
По соседству в течение дня проходил граффити-перформанс. Художники Иван Крячко и Андрей Северский создали баллончиками собственные джазовые импровизации на клеенчатой стене одного из шатров.
На входе в парк гостей встречали Луи Армстронг, Дюк Элленгтон, Би Би Кинг и другие великие джазмены. С их картонными копиями можно было сфотографироваться на импровизированной аллее славы.
В еще одной оригинальной фотозоне предлагали общими усилиями собрать портрет-аппликацию легендарной вокалистки Билли Холидей.
Также сфотографироваться можно было на гамаке под усами Даниила Крамера.
Сам маэстро после концерта пообщался с прессой и поклонниками в «джаз клубе», рассказав, например, о непримиримом отношении к культуртрегерам и миллионным гонорарам артистов. «Искусство должно существовать вместе с вами, и оно должно исходить из ваших возможностей, поэтому у меня собственная ценовая политика», — заявил он.
Поздно вечером Крамер отыграл еще одну — симфоджазовую — программу совместно с симфоническим оркестром омской филармонии. Между этими событиями сцену занял омский духовой концерт с блюзом и регтаймом.
Утомленные солнцем зрители позволяли себе вздремнуть под музыку.
Так или иначе, 11-часовое испытание джазом выдержали и зрители, и музыканты. А филармония тем временем намекает, что это может быть не последним подобным мероприятием даже этим летом — что неудивительно, учитывая феноменальный наплыв зрителей на музыкальные опен-эйры, превосходящий все бесплатные фестивали и позволяющий с лихвой окупать затраты. Уже сейчас ясно, что почти миллионный бюджет праздника вполне себя оправдывает.