om1.ru
Рецензия на фильм «Движение вверх»: Игра на тоненького В киноцентре «Вавилон» начался прокат фильма режиссёра Антона Мегердичева «Движение вверх». Это спортивная драма, основанная на реальном событии — успехе советской баскетбольной сборной на Олимпиаде 1972 года.

Рецензия на фильм «Движение вверх»: Игра на тоненького

В киноцентре «Вавилон» начался прокат фильма режиссёра Антона Мегердичева «Движение вверх». Это спортивная драма, основанная на реальном событии — успехе советской баскетбольной сборной на Олимпиаде 1972 года.
3 января 2018, 16:47
рецензия

Ранее остальные создатели фильма приложили руки к еще одному спортивному кассовому хиту 2013 года — «Легенде №17» — это продюсеры Леонид Верещагин, Никита Михалков, Антон Златопольский и сценарист Николай Куликов.

Во многом картина и сделана по лекалам «Легенды №17 - она тоже обращена к славному советскому прошлому, спортивному событию, но есть существенное отличие.

Если лента о хоккеисте Валерии Харламове была сконцентрирована именно на его личности, то здесь в центре внимания — вся команда. Cобранные в ней личности показаны подробно примерно в равной степени. И в ней, оказывается, не всё было так гладко. Для сплочения команды главному тренеру Владимиру Гаранжину (Владимир Машков) пришлось приложить немалые усилия.

В фильме реальная фамилия наставника изменена — на самом деле он был Кондрашиным. Это уже известный ход — вспомним, например, что недавно в фильме «Салют-7» реальные фамилии космонавтов тоже изменены.

Кадр из фильма «Легенда № 17»

Напомним, что в составе той легендарной команды был и омич — центровой Иван Дворный, хотя в фильме он не показан масштабно, так как в 1972 не был ещё в числе лидеров сборной из-за молодого возраста.

Цитата:
 — Добрый день.
 — Кому как.
 — К сожалению, да.

При этом сценарий основан и на одноимённой книге одного из главных героев того легендарного матча, игрока Сергея Белова. Она была выпущена ещё в 2011 году.

Кадр из фильма «Движение вверх»

Понятно, что о закулисной стороне подготовки команды к олимпийским стартам широкая публика знает мало. Допускаем, что в фильме, как это сейчас бывает, что-то обострено, что-то переиначено для большей зрелищности и, как говорится, надрывности.

Или взять очень красочный и даже курьёзный эпизод, когда сборная умудрилась в Грузии совместить подготовку к Играм и празднование свадьбы сестры одного из игроков — Михаила Коркии…

И это в целом не минус. Минус в том, что всё равно не сумели обойтись без того, чтобы легонько попинать советский строй, когда, мол, и спортсменкам запрещали выходить замуж (это частная история Александра Белова (его сыграл Иван Колесников) и его невесты (Александра Ревенко), и на таможне по доносу обыскивали сверху донизу, и уголовные дела из-за «контрабанды» заводили. И как бы показать — мол, несмотря на всё это спортсмены были патриотами и выходили на игры с полной самоотдачей за свою страну.

Кадр из фильма «Движение вверх»

Мегердичев показал в картине целый клубок противоречий, из которого состояла сборная, когда вечную смуту, например, вносит литовец Модестас Паулаускас, которому всё время кажется, что русские его не понимают, обижают, как и всю его маленькую, но гордую нацию. И что в целом национальные противоречия в Советском Союзе существовали уже тогда.

Цитата:
 — Может, его прямо сейчас в Литву отправить, а?
 — Да можно. Пас у него хороший.

Кадр из фильма «Движение вверх»

Грузины, узбек, белорус, русские, литовец — кого в составе команды только не было… Но исподволь режиссёр всё равно как бы показывает — вместе все эти народы были сильнее, чем по отдельности. В целом история той сборной — это настоящее столкновение разных мужских характеров, споры, конфликты людей, которые однако в нужные моменты всё равно работали все вместе на один результат. И смело брошенная Гаранжиным в 1971 году на пресс-конференции фраза о том, что далее цель команды — обыграть на Олимпиаде американцев, шаг за шагом становится реальностью…

Цитата:
 — Сейчас у них есть шанс. Они на пике. Жизнь в спорте у них — вот…

Очень красиво сняли собственно баскетбол. Возможно, даже красивее, чем был снят хоккей в той же «Легенде № 17». Это, конечно, можно описывать, но лучше просто посмотреть. Особенно кадры в рапиде самых легендарных последних трёх секунд финального матча, в которых, может быть, передана и вся суть картины.

Кадр из фильма «Движение вверх»

Любопытно то, как подан финальный матч в целом — очень подробно. На экране нам показывают текущий счёт, как будто смотришь трансляцию. И одновременно это перебивается частными историями болельщиков и телезрителей, наблюдающих за игрой — от врача, лечившего в Америке Александра Белова, до родственников Михаила Коркии, советских спортивных функционеров во главе с Павловым (Сергей Гармаш) и простых нью-йоркских негров, которые обыграли советских баскетболистов в стритбол на деньги, когда те вышли на прогулку в город в период контрольных матчей с американскими командами.

Что касается актёрских работ, то прежде всего «Движение вверх» — это, естественно, ещё один успех Машкова, но отметить, конечно, можно и роли Андрея Смолякова, Марата Башарова, Виктории Толстогановой, Кирилла Зайцева, уже названных Гармаша и Колесникова.

Оценка: 8 из 10.

Кирилл Янчицкий

Нашли опечатку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter