Его режиссёр — Рустам Мосафир, известный больше как актёр, а в качестве режиссёра у него только три работы — сериал, короткометражка и один полнометражный фильм «Беглецы». Рустам в качестве актёра снялся и здесь — в роли второго плана. Притом, думается, это и некий знак — относительно молодым режиссёрам всё чаще теперь доверяют крупнобюджетные фильмы. Постепенно меняется генерация? Кто знает…
|
---|
Кадр из фильма «Скиф» |
Прежде всего уточним, что фильм нисколько не претендует на какую-то историческую достоверность. Это одновременно и красивая легенда, и нечто похожее на образчики голливудского фэнтези, и просто аттракцион, и даже средневековый детектив. Сравнить его можно с прошлогодним «Викингом», но тот как раз показывает реального исторического персонажа, хоть и с большим количеством художественных «обвесов» — здесь же хоть и есть некий князь Тьмутараканский (Юрий Цурило), но он абсолютно абстрактен. Сложится ли мода на такие фильмы? Посмотрим.
|
---|
Кадр из фильма «Викинг» |
Мосафир сознательно взял на все роли непримелькавшихся актёров. Единственное исключение — уже названный Цурило, но и его звездой первого эшелона не назовёшь. Главных героев два — боярин Лютобор (Алексей Фаддеев) и скиф Куница (Александр Кузнецов). Со старта фильма ты как будто попадаешь с корабля на бал — какая-то схватка в придорожной корчме, непонятно кого с кем, где Куница показывает себя лучшим бойцом. Потом оказывается, что главный акцент всё же будет не на нём, а на Лютоборе. У боярина похищают жену и недавно родившегося ребёнка — и как раз скифская банда Куницы. Кто является заказчиком похищения — это будет по сути главная интрига картины. Кто-то из зрителей её разгадает, кто-то поймёт, когда карты раскроют собственно авторы фильма. Отметим лишь, что сделают они это не наивно и качественно.
|
---|
Кадр из фильма «Скиф» |
Авторы не только не привнесли сюда историзм — они запросто добавили мистику, причём да, это где выглядит некоторой «клюквой». Капище Перуна с жуткого вида «стражем», лесное племя людей, немного похожих на персонажей голливудского «Поворота на туда», сущность зверя, которая с определённого момента вселяется в Лютобора и помогает ему в нужные моменты. Такой микс не всегда выглядит органично и тем не менее из него пытаются сделать некие логические связки одних обстоятельств с другими. Хотя главная «клюквенная» деталь — на самом деле Киевская Русь всё-таки уже не застала скифов, они смешались с другими народами гораздо раньше, примерно в IV веке. Тем не менее Мосафир в своей легенде пытается нам доказать, что это было не так — мол, самое малое племя дотянуло и ещё лет 500 и вот, мол, на наших глазах с переменным успехом пытается выжить уже в новой для себя реальности. Ну опять же — можно закрыть на это глаза, если в остальном история интересна и захватывает. А она захватывает.
|
---|
Кадр из фильма «Скиф» |
Наверное, главный козырь картины — то, что двум актёрам удалось успешно реализовать дуэт главных героев. Симпатиям проникаешься и к тому, и к другому. Обстоятельства складываются так, что Кунице и Лютобору приходится с определённого момента действовать заодно. Один, хотя и отличный боец, ещё и хитёр и изворотлив, другой более прямолинеен. Но получается ещё более убедительно, чем в каком-нибудь голливудском детективе (типа «Неудержимого» со Сталлоне), где ведущие расследование напарники одновременно ещё и находятся «на ножах».
|
---|
Кадр из фильма «Скиф» |
Один из главных выводов — фильм больше нацелен на мужскую аудиторию, скорее понравится он именно ей. Не рекомендуется детям. Прежде всего именно из-за жестоких и кровавых до одури сцен боёв. Картина, может быть, и не станет культовой, но как развлекательное зрелище вполне неплоха.
Оценка: 7 из 10.
Кирилл Янчицкий