om1.ru
Рецензия на фильм «Лед»: Фирменное падение В киноцентре «Вавилон» состоялся эксклюзивный предпремьерный показ фильма Олега Трофима «Лед» (12+). Перед ним прошла развлекательная программа с розыгрышем призов, которая пришедшим зрителям, конечно, тоже запомнилась.

Рецензия на фильм «Лед»: Фирменное падение

В киноцентре «Вавилон» состоялся эксклюзивный предпремьерный показ фильма Олега Трофима «Лед» (12+). Перед ним прошла развлекательная программа с розыгрышем призов, которая пришедшим зрителям, конечно, тоже запомнилась.
14 февраля 2018, 13:51
рецензия

«Лед» — это смесь спортивной мелодрамы с мюзиклом. Довольно любопытная, хотя больше интересна и симпатичнее она будет женской части кинопублики. После хоккея («Легенда № 17» (6+) и баскетбола («Движение вверх» (6+) российские киношники добрались здесь и до фигурного катания, хотя вспомним, что в фильме «Чемпионы» (6+), выпущенном в 2014 году как раз к Олимпиаде в Сочи, где под прицел камеры взяли сразу пять видов спорта, тоже были герои-фигуристы — только реальные, Сихарулидзе и Бережная. «Лед» же — история очень романтичная, красивая, но совершенно вымышленная, описанных в ней событий в жизни никогда не было и прототипов ее персонажей тоже нет. Более того, от нее даже отдает каким-то сюрреализмом, особенно в концовке. Ты смотришь и повторяешь: «Да нет, такое на самом деле невозможно…» Ну что ж, значит, и воспринимать надо все это соответственно и не придираться к деталям и какой-то спортивной матчасти.

Кадр из фильма «Лед»

В сюжете сценаристы и режиссер не обошлись без штампов — молодая фигуристка Надя (Аглая Тарасова), с детства бредившая этой дисциплиной, вопреки всему добивается больших успехов. Но на этом все не заканчивается, а по сути главная романтика только начинается — страшная травма, предательство партнера (Милош Бикович), спортсменка уже не в строю и получится ли хоть как-то восстановиться — большой вопрос, а если и получится, то что еще будет дальше? Тем не менее штампы — это не приговор, совсем без них обойтись, наверное, было бы невозможно. Просто констатируем — совсем оригинальной интриги из-за этого не получилось.

Кадр из фильма «Лёд»

Сюрреализм выражается и в придуманности главного для героев спортивного турнира — некоего Кубка льда, самой престижной мировой награды фигуристов. В реальности его нет, а вот ореол величия вокруг него создатели фильма создали потрясающий. Но опять же, если обходиться без спортивного буквоедства, то можно принять эти условия и посмотреть, как именно в них ведут себя герои. Как проходит Кубок льда, мы увидим уже в концовке, а местом его проведения даже как-то совсем ожидаемо становится Сочи.

Кадр из фильма «Лед»

Драматизма авторы добавляют уже на детском этапе биографии главной героини. Ее мама (Ксения Раппопорт) чем-то болеет (нам не уточняют, чем) и вскоре умирает. Но именно она поддерживает своего ребенка (в этом возрасте героиню играет юная Диана Енакаева), хотя, на первый взгляд, будущий тренер оценивает ее как неперспективную — мол, слабая координация и т. д. Надя, действительно, на льду много падает — по сути, весь фильм то там, то тут. Отсюда и наш заголовок — падение становится фирменным стилем спортсменки, хотя если ей удается с этим совладать, то в остальном она оказывается одна из лучших в мире. Странное сочетание — талант, трудолюбие и при этом обидный недостаток… Который авторы как раз обыгрывают творчески и даже сентиментально.

Кадр из фильма «Лед»

Но если вернуться к личности актрис, сыгравших Надю (уже в молодом возрасте, а не в детском) и ее маму, то, конечно, совпадение интересное — Раппопорт и Тарасова и в жизни — мать и дочь. Вроде бы, подобного родственного дуэта в одном фильме довольно давно не случалось в российском кино — припоминаются только Михаил и Елизавета Боярские (и тоже как экранные отец и дочь) в картине «Вы не оставите меня» (16+) 2006 года. Но это не только интересно, это очень трогательно и… не то что добавляет правдивости, но какой-то дополнительный колорит — точно. Хотя сам выбор Тарасовой на эту роль выглядит странно, у нее в целом несколько неспортивная фактура, подобных ролей у Аглаи не было, при этом видно, что она постаралась вжиться, проникнуться этой ролью и передать режиссерскую задачу на экран довольно точно. Получилось ли, судить уже не только критикам, но и массовому зрителю.

Кадр из фильма «Лед»

Помимо же описанных актерских работ обязательно надо выделить и роли Александра Петрова, Марии Ароновой и уже упомянутого Биковича. Петров сыграл простоватого хоккеиста Сашу Горина — причем как он с первого появления на экране здесь себя таким показывает, таким остается и до конца. Рубаха-парень, свойский, легко вспыхивает — и при этом миссия его благородна, именно он помогает (причем не по зову души, а невольно, по поручению тренера Шаталиной (Аронова) Наде снова поверить в себя и… попытаться воспользоваться одним шансом из тысячи в тяжелой ситуации. Работа в любом случае довольно сложная и лишь чуть-чуть можно сказать, что Петров немного повторил в ней свою роль из «Полицейского с Рублевки», ну а в целом — оригинальная и запоминающаяся.

Кадр из фильма «Лед»

Образ тренера Шаталиной для Марии Ароновой — возможно, один из самых выдающихся в ее фильмографии. Это одновременно женщина и суровая, требовательная, резкая, сухая и очень комичная (именно комедийный талант актрисы давно не подлежит сомнению) и добрая. А ее сцена с усаживанием на шпагат, конечно, обязана была войти и в трейлер, что и случилось, и вообще является одной из самых ярких в фильме. Комизм в картину в целом вносит не только работа Ароновой, он добавлен разными мазками то тут, то там — уместно и без перехлеста. Перехлест есть в другом — в музыкальных вставках (получилось как-то похоже на «Стиляг» (16+) и чуть меньше — на недавние «Мифы» (16+). Когда танцуют хирурги в операционной, качки в тренажерном зале или поют песню «Я солдат» дуэта «5Nizza» дети в спортинтернате вместе с Шаталиной. С тем, какие песни брать в эти вставки, авторы были вообще очень либеральны — тут широчайший набор рока и поп-музыки, от «Хочешь» и «Бесконечности» Земфиры* до «Пачки сигарет» «Кино» и «Делай как я» Богдана Титомира! Даже забавно. В том числе забавна и их интерпретация.

Кадр из фильма «Лед»

Но вернемся к обещанной оценке работы сербского актера Милоша Биковича, весьма востребованного сейчас в российских фильмах. Опять-таки — тоже удачный пример, хорошее попадание в характер, убедительно. Его образ фигуриста Леонова, по сути, полуотрицательный, совсем уж плохим героя назвать нельзя, но сами поступки его характеризуют его все-таки неблаговидно. И не хотелось бы, чтобы Бикович насовсем закрепился у нас в подобном амплуа (а вероятность такая существует) — ведь творческий диапазон его явно шире и по плечу ему и нечто совершенно другое.

Кадр из фильма «Лед»

А небольшой виньеткой стало комичное практически камео Федора Бондарчука, который прежде всего выступил тут продюсером. Он появляется в образе бывалого московского металлиста в кожаной куртке и с фляжкой коньяка в кармане, просто спрашивающего у Горина закурить. Эта роль очень забавна и при этом именно в исполнении Бондарчука совершенно, дичайше неожиданна. Настоящий рояль в кустах.

Оценка: 7 из 10.

Смотрите в киноцентре «Вавилон» с 14 февраля.

Кирилл Янчицкий

* — признан Минюстом РФ иностранным агентом

Нашли опечатку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter