Как ранее сообщал портал Om1.ru, сегодня, 14 апреля, Омск одновременно со всей страной и еще 75 государствами мира писал «Тотальный диктант». В Омской области акция развернулась на 147 площадках, заняв по их числу второе и по количеству участников — четвертое место в России.
В парке «Россия — моя история» диктант прошел под руководством главного дирижера омского академического симфонического оркестра Дмитрия Васильева. На этот раз ему пришлось управлять другим коллективом — аудиторией, вооруженной ручками и бумагой, а не музыкальными инструментами. Сам Васильев сменил привычную дирижерскую палочку на «диктаторский» микрофон». Но остался чуток к ритму и акустике зала.
Писали под диктовку в этом году текст известной писательницы Гузели Яхиной, которая подготовила три отрывка под названиями «Утро», «День» и «Вечер». Они посвящены одному дню из жизни героя ее будущего романа — Якоба Ивановича Баха, учителя немецкой словесности, живущего в 1916 году.
Омску досталась вторая часть: «День».
По традиции перед началом участникам показали ролик с историей «Тотального диктанта», которому, к слову, исполнилось уже 15 лет, и видеообращениями всех причастных к акции лиц. С экрана к омичам обратился врио губернатора Александр Бурков, вольно процитировавший Алексея Толстого: «Обращаться с языком кое-как, значит и мыслить кое-как». Он пожелал участникам сохранить стремление к совершенству, которое, по его словам, движет миром.
С приветствием выступили ректор ОмГУ им. Достоевского Алексей Якуб, новосибирские организаторы акции, а также сама Гузель Яхина.
Гузель Яхина, автор текста «Тотального диктанта-2018»:
— Мне очень симпатична эта акция. По-моему, это такой объединяющий большой проект с сохранением индивидуальной ответственности. Мы готовимся к диктанту, волнуемся, приходим, пишем его наконец-то, то есть приобщаемся к большой радости, но при этом каждый сохраняет ответственность за свой результат. Получается, никто не растворяется в толпе. По-моему, это очень здорово.
Юмористическую нотку внесли Hobosti — популярное шоу, пародирующее стилистику новостных телепередач. Блогеры в шутку предложили переименовать «Газель» в «Гузель», оснастить ее искусственным интеллектом и сделать следующим автором «Тотального диктанта».
При этом было немало рекламы. Акция, разрастаясь из года в год, обзавелась некоторым количеством спонсоров, которые требуют «эфирного времени». В результате диктант сопровождался «продакт-плейсментом» в виде чудо-ручек и антивирусных программ.
В историческом парке под диктант отвели конференц-зал. Парт там, понятно, нет, поэтому собравшиеся писали на коленках, подложив под листок пластмассовый планшет. Некоторые догадались соорудить приспособление для письма из свободных кресел и писали практически полулежа.
Все места были забронированы задолго до диктанта. По словам организаторов, записались более 80 человек. Однако до зала добрались в итоге чуть более 50 участников — большей частью молодежь. Но были и пожилые люди — поклонники творчества Дмитрия Васильева.
Дирижер, начавший почти на 20 минут позже обозначенного времени, не сразу поймал темп. Подвела и акустика: микрофонное звучание «забивало» фоновое гудение оборудования. Начались просьбы повторить предложение. Но опытный музыкант вскоре приспособился к новым условиям. Диктовал Васильев довольно медленно — по его признанию, он ориентировался на тех, кто медленнее всего пишет, и «помогал» участникам паузами в нужных местах.
Дмитрий Васильев, главный дирижер омского академического симфонического оркестра:
— Я бы не сказал, что здесь есть сложности — скорее, особенности. Надо читать достаточно медленно, с хорошей дикцией, здесь специфическая акустика. И не очень качественный микрофон: на сантиметр удаляешься, и звука уже нет. Соответственно, нужно читать с утрированной дикцией и утрированно медленно, может, помогать паузами на знаках препинания.
Текст Яхиной он нашел очень красивым, но сложным. Дирижер предположил, что большинство ошибок придется на двоеточия и тире. Сам он «Тотальный диктант» еще не писал, да и вообще с русским языком у него особые отношения.
— Так получилось, что мама научила меня читать в три года, с тех пор я очень активно читал и, соответственно, хорошо писал. Не зная при этом правил — не любил их учить, и они мне тяжело давались. Поэтому за диктанты в школе были «пятерки», а с теоретической частью — гораздо хуже, — признался дирижер.
И немного вспомнил о своей успеваемости в школе.
— В школе все сильно зависит от личности учителя. Если учитель злюка, то и предмет нелюбимый. Я очень любил географию, разумеется, рисование, музыку. Литературу, что интересно, в школе не любил и книги, которые проходили, не читал. Я читал постоянно, но другое. Уже окончив школу, прочитал и «Анну Каренину», и «Войну и мир», и всего Достоевского. Видимо, роль учителя определяющая. В моем случае был обратный эффект, — отметил он.
После диктанта Васильев остался на творческую встречу с поклонниками, рассказав, что любит Омск за спокойствие и отсутствие суеты. Омичи, по его мнению, недооценивают свой город. Также он вспомнил о детстве на Дальнем Востоке и выборе карьеры, который заключался в том, пойти ли по стопам мамы-музыканта или папы-художника. «И тогда я задал себе вопрос, без чего я бы не смог прожить», — объяснил Васильев свое призвание.
Отметим, в этом году Омск поставил саморекорд по числу участников, собрав на площадках «Тотального диктанта» около 6 тысяч человек.