Официально Монстрации в Омске не было. Просто группа молодых людей с бессмысленными плакатами собралась на праздник, который организовала для горожан мэрия и ради которого монстрантам запретили привычный маршрут в центре города. Закон есть закон - смирившись с решением администрации, участники акции решили присоединиться к общему веселью.
Напомним предысторию: в этом году для Монстрации в Омске впервые не согласовали маршрут: улица Чокана Валиханова, по словам чиновников мэрии, оказалась занята другим мероприятием, которое департамент культуры якобы начал готовить гораздо раньше. Что там планировалось, общественность так и не узнала — не было даже анонса.
Тем не менее для монстрантов места на этой площадке не нашлось на всем протяжении дня, с 8:00 до 20:00 часов, и им предложили альтернативу — сквер Молодоженов на окраине городка Нефтяников.
Организатор акции Михаил Яковлев от предложения отказался и заявил, что не будет проводить ее ни в сквере, ни на улице Чокана Валиханова. Вместо этого монстранты решили поучаствовать в уже организованном празднике. В мэрии против такого маневра вроде бы не возражали.
— Мы совершенно не против, чтобы люди выражали свое мнение и настроение, — ответили порталу Om1.ru в пресс-службе администрации.
При этом подчеркнули, что мешать монстрантам не намерены, но вопросы законности будет на месте решать УМВД.
Начало праздника было запланировано на 15:00 (в первой половине дня монстрантов пустить отказались под предлогом подготовки к культурно-массовому мероприятию). Правда, на вид оно оказалось менее масштабным, чем ожидалось.
Так выглядела улица Чокана Валиханова к трем часам дня.
О празднике намекали только несколько пластиковых столов с настольными играми и женщины, раздававшие прохожим бумажных голубей.
Тем временем у подземного перехода начали собираться люди с плакатами. Появился и «неорганизатор» этой акции Яковлев — на правах обычного участника. Через несколько минут к толпе молодежи и журналистов присоединились уже дежурившие тут полицейские, интересовавшиеся, что за собрание и по какому праву.
Яковлев ответил, что организатор — мэрия, и поэтому согласование не требуется. Представителей мэрии на месте не нашли. Молодежь расходиться не собиралась. Ситуация, казалось, зашла в тупик. Тем не менее препятствовать Монстрации полиция не стала, хотя из вида больше не выпускала.
Решив (не решив) вопрос со стражами порядка, девятый по счету в Омске хэппенинг под абсурдными лозунгами, пародирующими официальные демонстрации, тронулся с места.
Большого транспоранта, видимо, ввиду неясного формата, в этот раз не было. В целом же Монстрация проходила под лозунгами «Мир, True. My?», «Я просто иду мимо», «Картошка и суперспособности». Участники провозглашали: «Я против кабачковой икры», «Хочу осадки в виде сыра» и «Подайте на срам». Некоторые пришли в париках и с единорогами в руках.
Колонна беспрепятственно прошла по улице Валиханова, сделав остановку на площадке с музыкой. Там к тому времени пели песни Софии Ротару.
Немногочисленные слушатели явно были удивлены толпой молодежи, которая пустилась в пляс под «Хуторянку». Оттанцовывал в центре и сам Яковлев.
После этого воодушевленная плясками толпа несколько раз проскандировала: «Спасибо, мэрия!».
— Монстрация — это абсурд. Мы сейчас здесь его наблюдаем. Спасибо мэрии за это, — изложил свое понимание сути происходящего Яковлев.
Далее монстранты прошествовали под «дождем» из протекающего фонтана-кристалла и свернули на набережную в направлении площади Бухгольца.
За шествием следовали люди в штатском. Из обрывков разговора стало ясно, что протокол на Яковлева все-таки составят, но позже. При этом было доложено кому-то по телефону, что «навальновцев» на мероприятии нет.
На площади Бухгольца Монстрацию ждал второй праздник: там проводилась «Маёвка». Аниматоры разучивали с детьми движения и водили хороводы вокруг «Шара». К ним с энтузиазмом присоединились монстранты.
Несанкционированный статус только придавал участникам задора. В целом девятая Монстрация, несмотря на хмурую погоду и немногочисленность (было не больше пятидесяти человек), прошла в лучших традициях абсурда. Монстранты в обиде не остались, надеемся, мэрия тоже.