В рамках театрального фестиваля «Академия» состоялась пресс-конференция актеров театра Вахтангова, отыгравших накануне спектакли открытия «Евгений Онегин» и «Медея». На встречу с журналистами пришли народные артисты Сергей Маковецкий, Людмила Максакова, Ирина Купченко, Юрий Шлыков, а также актеры Григорий Антипенко и Виктор Добронравов.
Труппа добралась в Омск не без приключений. Из-за тумана самолет развернули в Тюмень, где актеры просидели три часа.
— Мы думали, будем играть «Евгения Онегина» на взлетной полосе в Тюмени, — пошутил Маковецкий.
А в Омске их застал ливень, из-за чего артисты немного опоздали. «Пришлось вплавь сюда добираться», — извинялись они.
В городе вахтанговцы сразу погрузились в работу. Никакого досуга у них не было, погулять не представилось возможности.
— Мы прибыли к вам вчера в 10 часов утра. Нужно было немного отдохнуть. Вечером мы вышли на сцену, а сегодня мы опять же с вами. Поэтому свободного времени нет, — разочаровал Маковецкий журналистов.
А Ирина Купченко поделилась своими воспоминаниями десятилетней давности.
— Тут и парков много, и такая необычная архитектура. Нам очень много рассказывали актеры, бывшие здесь в эвакуации, которых уже нет в живых. Для них этот город вообще был чем-то особенным, — рассказала актриса.
Напомним, в 1941 году театр Вахтангова эвакуировали в Омск, где он работал на сцене местной драмы. С тех пор у театров сложились дружеские отношения и традиция обменных гастролей, впрочем, не очень регулярная.
Началось обсуждение с «Онегина», в котором Онегиных было целых два. Режиссер Римас Туминас решил ввести в пушкинский текст ретроспективность и «раздвоил» героя на молодого и старого (первого играет Добронравов, второго — Маковецкий), чьими глазами события воспринимаются иначе. Ленских, кстати, в спектакле тоже два, но второй — фантазия пожилого Онегина.
Этот режиссерский ход пришелся по нраву Онегину-старшему.
Сергей Маковецкий:
— Работая с любым режиссером, а тем более с прекрасным, зная досконально литературное произведение, вы всегда открываете его по-новому. Каких-то неожиданностей для меня не было, но было невероятно интересно, когда Римас Владимирович [Туминас] вдруг предложил двух Онегиных. И я понимаю, что он не взял это из ниоткуда — ему подсказал это господин Пушкин. Всегда есть новый взгляд режиссера. Он впускает тебя на свою территорию, и благодаря этому до боли знакомая пьеса звучит для тебя по-другому.
Также в спектакле нет фразы «Мой дядя самых честных правил» — режиссер решил не включать ее, чтобы поиграть на зрительских ожиданиях. «Ревизор» в его постановке, кстати, тоже обошелся без классического «Я пригласил вас с тем, господа, чтобы сообщить пренеприятнейшее известие».
— Публика ожидает этой фразы, а ее нет. И происходит интересное взаимодействие со зрителем. Это не переворачивает все с ног на голову, но это удивительный режиссерский взгляд. И мы, как актеры, обязаны его понять и принять, — объяснил Маковецкий.
Затронули и ключевые моменты в трактовке пушкинского романа: почему, например, Татьяна отвергла Онегина. Тут даже возник небольшой спор. Кто-то из журналистов хотел видеть в этом русский и даже православный дух, но актерам ближе оказался образ утраченного времени.
— Прошло время, и вернуть любовь невозможно. Молодость вернуть нельзя. Там, тогда было все возможно, но не сейчас. Татьяна не любит своего супруга, она его уважает. Поэтому она остается одна с образом медведя, то есть абсолютного одиночества. Они всю эту историю пропустили мимо, — высказал свою точку зрения Юрий Шлыков.
В других странах, кстати, «Онегина» показывают с титрами на экранах. Но, по мнению Максаковой, постановка универсальна и понятна без языка.
В Омске «Онегина» в вахтанговской трактовке встретили с восторгом. Зал был набит под завязку, зрители смотрели 3,5-часовой спектакль даже в оркестровой яме. Почти каждую сцену встречали аплодисментами, а в финале устроили бурную овацию, вызывая актеров на выход.
Однако Максакову такой прием не очень впечатлил.
Людмила Максакова:
— Вы очень избалованные люди. Можете верить, можете нет: нас считают лучшим театром мира. Я не знаю, какую страну надо завоевать. Я понимаю, что от скромности не умру, но нас принимали очень хорошо и в Нью-Йорке, и в Париже, и в Тель-Авиве, и в Лондоне, и в Китае мы были. По глобусу во всех направлениях движемся, и к вам с удовольствием приехали. Но прием «Евгения Онегина» доказывает как раз, что Пушкин гений.
Поинтресовались журналисты, что держит актеров в театре Вахтангова. В современной театральной среде переходы — обычное дело, но вахтанговцы преданы единственной школе и служат в своем театре всю жизнь. По их словам, сохрание именно вахтанговских традиций — важная часть жизни театра. Знания бережно передаются от учителя к ученику.
— Театр — не игрушка. Это очень серьезный инструмент для воспитания духовной жизни, продвижения великих мыслей. Если телевидение сейчас превратилось в инструмент оглупления людей, то настоящий театр не может себе это позволить. Он должен, наоборот: «И чувства добрые я лирой пробуждал». Поэтому так долго держится имя Вахтангова. И мы хотим, чтобы вы тоже отнеслись к нам серьезно, а не как к какой-то развлекухе, — заявила Максакова.
Фото: Екатерина Чаплинская