В 2006 году Макс Брукс написал классную книгу «Мировая война Z». Свой роман он оформил в псевдодокументальном стиле: якобы это отчет сотрудника ООН, который исследует последствия зомби-катастрофы, постигшей Землю. «Автор» колесит по всему свету и берет интервью у выживших людей. Из этих мемуаров складывается поистине эпичное полотно, охватывающее все стороны человеческой жизни в мире, где есть зомби.
Книга стала бестселлером в Штатах (на русский ее перевели в 2008 году), и тогда же Брукс продал права на ее экранизацию. Судьба постановки картины была непростой: сценарий, в котором 54 главных героя (именно стольких людей опросил «автор отчета») — это кошмар для любого сценариста. Поэтому авторы фильма вполне предсказуемо решили сосредоточиться на приключениях главного персонажа, оставив его сотрудником ООН. От формы мемуара тоже решено было отказаться, потому что на одних флэшбэках блокбастер не построишь. Действие в фильме разворачивается с момента возникновения эпидемии.
Главное же отличие фильма от книги — сами живые мертвецы. У Брукса это классические «медленные» зомби, которых придумал Джордж Ромеро (например, как в фильме «Рассвет живых мертвецов»). Они не способны бегать и передвигаются медленной шаркающей походкой. В нулевые годы режиссеры фильмов ужасов и представители игровой индустрии, чтобы придать большего динамизма своим произведениям, придумывают так называемых «быстрых» зомби — эти уже не только умеют бегать, а порой и вовсе носятся как угорелые.
Успех таких фильмов как «28 дней спустя» и ремейк «Рассвета живых мертвецов» 2004 года убедил авторов картины, что они на верном пути. Режиссер фильма Марк Форстер в одном из интервью назвал «медленных» зомби «олдскулом» и подчеркнул, что канона для зомби вообще не существует.
В результате в картине остались только намеки на основное произведение: пара имен, инцидент в самолете, о котором ниже, а также некоторые локации. Во всем остальном фильм является самостоятельным произведением, которое создано под впечатлением от книги.
Фильм долго снимали, количество массовки в некоторых сценах переваливало за тысячу человек (например, сцена массового пробега в Филадельфии). По книге, эпидемия вируса, превращающего людей в живых мертвецов, зародилась в Китае. Авторы перенесли было этот факт на экран, но специальная правительственная комиссия в КНР, которая отсматривает все фильмы, выходящие в национальный прокат, пригрозила кинокомпании Paramount, что если зараза в картине пойдет из их страны, то китайский зритель фильм не увидит вообще. От аудитории в миллиард человек не откажется ни одна кинокомпания, поэтому пришлось переснимать. Вынужденные простои, дорогая массовка и препоны китайских чиновников увеличили бюджет «Войны Миров Z» со 150 до 190 млн долларов.
Кстати, правильнее было бы перевести название фильма, как и название книги, — «Мировая война Z», но наши прокатчики традиционно имеют свое особое мнение о том, как нужно переводить зарубежные фильмы, поэтому, видимо, решили, что отсыл к «Войне миров» заманит большее число зрителей в кинозалы.
Отдельно стоит упомянуть Россию. Изначально действие фильма должно было заканчиваться в Москве. На роль русского партнера Бреда Питта был приглашен сам Константин Хабенский, все российские сцены успешно отсняли, а потом также успешно вырезали. Но титры про Хабенского в фильме остались. Кроме того, в международных трейлерах к «Войне миров Z» один из героев говорит, что «Россия — это черная дыра», в том смысле, что ситуация с зомби в нашей стране очень плохая, и к нам лучше не соваться. А вот российскому зрителю тот же самый герой в той же самой сцене сообщает о том, что уже «Индия — черная дыра». Авторы признались, что специально для России немного переделали фильм. Остается только гадать, какую страну объявят «черной дырой» в индийской версии ленты.
Продюсером фильма вызвался быть впечатленный книгой Брэд Питт. Он же, естественно, и сыграл главную роль.
Он играет, как уже говорилось, бывшего следователя ООН по военным преступлениям Джерри Лейна, который оставил свою работу ради того, чтобы быть вместе со своей семьей (жена и две дочки). Потом, по ходу фильма, выясняется, что из ООН герой ушел не по собственному желанию, а его оттуда попросили за ряд разоблачительных публикаций.
Однажды утром, когда солнце светило ярко, а телевизор сообщал о введении военного положения в России (что никого из присутствующих не насторожило), семейство Лейнов, позавтракав, отправилось по своим делам. В центре Филадельфии их автомобиль долго стоит в пробке, а потом спокойная жизнь обывателей для них заканчивается и начинается борьба за выживание. Город стремительно заполняется озверелыми бывшими людьми: для того чтобы переродиться, требуется всего 15 секунд после укуса.
Спасаясь от зомби-скороходов, семейство Лейнов и прибившийся к ним мальчик-латинос оказываются на крыше высотного жилого здания в Нью-Джерси. За ними прилетает вертолет, который выслал по старой памяти друг Лейна — ныне заместитель председателя ООН.
Правительство эвакуировалось на корабли ВМФ, и на один из авианосцев доставляют главного героя. Ситуация аховая: президент мертв, вице-президент пропал без вести, из шести главных военных в живых осталось только двое. Со всего мира приходят страшные вести о целых городах, в которых не осталось ни одного живого человека, а все сплошь кишит зомби.
Хмурый дядя с большими звездами на погонах и с прямотой, присущей всем военным, заявляет Лейну, что казенный вертолет вылетал за ним не за красивые глаза, а потому что он на самом деле нужен командованию.
При отказе помогать главного героя и его семью в лучших пиратских традициях просто высадят на берег: авианосец и так перегружен.
Лейн должен войти в группу, которой поручено найти источник эпидемии. Командование вполне резонно предполагает, что речь идет о некоем вирусе, и если найти источник заражения, то вполне возможно создать вакцину.
Далее герой отправляется в импровизированный тур по разным странам в поисках противоядия от бегающей чумы.
Злую шутку с фильмом сыграл возрастной рейтинг США — так называемый PG-13. Это означает, что фильм может посетить каждый школьник, не опасаясь за свою психику.
Никакой натуралистичности: зомби снимаются в основном общими планами, хотя с другой стороны, их (зомби) количество придает фильму свою жуткую атмосферу (массовка не зря старалась!).
Фильм действительно хорошо снят: панорамы разрушенных городов завораживают. Режиссер признавался, что изначально фильм не хотели делать в 3D, но потом дистрибьютор сам предложил перевести картину в трехмерный формат. Получилось красиво.
«Движение — это жизнь!», — говорит в одной из сцен главный герой. И в полном соответствии с этим постулатом бегает весь фильм не хуже зомби. Всего времени, когда он сидит без дела и задумчиво смотрит в даль, в картине от силы минут на пять. Все остальное время мистер Лейн спасает свою жизнь, попутно пытаясь выяснить, где находится источник заражения.
Парадоксальным образом ему это так и не удается, даже после двух часов непрерывного экранного экшна. Зрителю так и не рассказывают, откуда взялся смертельный вирус, что это вообще такое и есть ли от него противоядие. Все, что нашел главный герой, — это только полумера, позволяющая спасти еще не зараженных людей.
По-настоящему дикая и пугающая сцена в фильме только одна — в пассажирском авиалайнере. Правда, сцена посадки в остановленный прямо на израильской взлетной полосе самолет «Белорусских авиалиний» сильно напоминает попытки поймать «мотор» возле автовокзала. Герою Брэда Питта не хватало только закричать голосом Сергея Михалка, лидера группы «Ляпис Трубецкой»: «Шеф! Два счетчика!».
Тем не менее, зрителя охватывает настоящий ужас, когда вдруг обнаруживается, что на борту находится один зараженный: в какой-то момент начинаешь сомневаться, что главный герой выживет.
Финал «Войны миров Z» производит впечатление скомканного. Весь фильм воспринимается только как первая часть, у которой будет сюжетное продолжение. Даже сам герой за кадром сообщает прочувствованным голосом: «Это еще не конец, он даже не близок», — как бы намекая на то, что мы увидим продолжение борьбы.
Создатели изначально говорили о том, что хотели бы сделать трилогию, но до сих пор остается загадкой, будут они делать продолжение или нет.
Остается непонятным и название картины. Ни о какой «войне миров» нет и речи. Есть только история судорожных попыток главного героя разобраться в том безумии, что творится в мире.
Впрочем, фильм даже не про зомби. Если Джордж Ромеро, изобретатель культурного феномена живых мертвецов, изначально вкладывал в него социальный подтекст, то Форстер снял фильм о другом. Сегодняшний мир слишком перенаселен и поэтому уязвим для разного рода эпидемий, но самое страшное в том, что люди не осознают этого. Каждый день приходят сообщения о вспышках разного рода инфекций, но мы их уже перестали воспринимать, они для нас «информационный шум». Поэтому начало пандемии, мы, по всей вероятности, не заметим. Неведомая угроза может дремать сколь угодно долго. Об «испанке» не слышали несколько столетий, а в начале ХХ века она вдруг пробудилась и убила 50 млн человек (3% населения планеты). Сегодня эпидемии распространяются еще быстрее: все страны и континенты надежно связаны сетью воздушного сообщения.
Фильмы про зомби дают почву и для научных исследований. В 2009 году Карлтонский Университет совместно с Университетом Оттавы провел моделирующий анализ эпидемиологической картины зомби-катастрофы. Оказалось, что коллапс цивилизации при классических «медленных» зомби весьма вероятен, а при «быстрых», показанных в «Войне миров Z», — неизбежен.
Текст: Александр Хохлов