Как ранее сообщал портал Om1.ru, в минувшую субботу, 18 августа, в Омске прошел музыкальный фестиваль под открытым небом «СимфоРокПарк-2018», последний open-air этого лета, организованный Омской филармонией. О том, как это было феерично, можно прочитать вот здесь.
А мы во время «СимфоРокПарка» пообщались с директором Омской филармонии Ириной Борисовной Лапшиной и разузнали, как сочетаются симфонический оркестр, рок и пледы, почему омичи боятся симфонического оркестра.
— Ирина Борисовна, уже практически закончился сезон летних фестивалей на свежем воздухе. Какие у вас впечатления? Полюбились ли они лично вам?
— Мы нисколько не жалеем о том, что начали проводить эти опен-эйры, потому что от «Парка» к «Парку» все интереснее и интереснее выстраивается каждый концерт, каждый раз программа совершенно новая, мы ничего не повторяем. И у нас уже легко рождаются замыслы, формируются идеи. Мы бы тут часами и днями работали — у нас столько идей, что на полноценный фестиваль длительностью несколько дней хватит.
— Как вы считаете, для чего в принципе нужны подобные музыкальные фестивали под открытым небом — именно от Омской филармонии, с участием симфонического оркестра?
— Наша главная задача в том, чтобы чтобы люди перестали бояться симфонического оркестра. Чтобы они не считали, что классика — это скучно. Очень многие подвержены подобным стереотипам. И многие в ответ на вопрос: «Почему вы не приходите в Концертный зал?» – говорят, что их пугает даже слово «филармония». Кто-то вообще не может ответить на вопрос, что такое филармония. И я всегда своим коллегам в шутку говорю, что пока люди спрашивают, что такое филармония — у нас есть работа. А некоторые боятся приходить, молодые слушатели, например. Порой молодежь говорит: «А мы не знаем, как ходить в филармонию — может, мы не так будем одеты, не так будем вести себя. Может, мы вообще не сможем высидеть на концерте…». Поэтому хорошо, что люди в своей привычной одежде, которая им нравится, в совершенно спокойной обстановке, лежа на пледах, знакомятся с классической музыкой. Потом многие пересмотрят свои взгляды. Мы уже видим отклик, слышим отзывы о том, что люди готовы прийти в Концертный зал, чтобы послушать симфонический оркестр.
— В чем соль именно «СимфоРокПарка»? Это ведь такой необычный формат, на грани культурного бунта!
— «СимфоПарк» — это возможность объединить самые разные возрастные группы. Люди более старшего поколения приходят послушать рок, потому что это наша молодость, мы все в свое время прошли через рок. А молодежь приходит потому, что они как раз сейчас его слушают. В прошлом году журналисты задавали вопрос: «Как же вы будете проводить «РокПарк» и играть рок-музыку, когда это совершенно недостойно симфонического оркестра, им не пристало исполнять такое?». Я совершенно с этим не согласна, потому что и в рок-музыке есть классика — то, что создается на века, то чем люди будут восторгаться всегда.
— Здорово, когда у организаторов такой открытый и свободный подход к музыке.
— Когда я училась в консерватории и как-то в перерыве играла джаз, меня за это лишили стипендии. Я училась на повышенную стипендию, и мне завкафедрой сказала: «Еще раз услышу, что ты играешь джаз, все — вылетишь из консерватории!». Время такое было. Сейчас времена совершенно изменились.
— Это необычно, что, с одной стороны, вам приходится работать с омичами, которые «боятся» филармонии и таким образом знакомятся с ней, а с другой — с людьми, которые считают, что исполнять можно только классику, только во фраках, только в Концертном зале…
— Одна женщина после концерта написала нам отзыв: «Безобразие!!! Как можно слушать симфонический оркестр, лежать на одеяле и что-то есть при этом!». Мы совершенно сознательно идем на это — пусть люди чувствуют себя свободно, как на пикнике — с пледами, чаем, едой. Музыке, тем более классической, это не повредит. У нее есть такое чудесное свойство — если она заходит в душу, в сердце, она уже там остается. И человек потом тянется к этому искусству.
— Судя по всему, это действительно работает.
У нас по 5-7 тысяч человек приходит на фестивали. Очень многие потом идут в Концертный зал. И они уже совершенно не боятся, что они как-то не так будут себя чувствовать, не поймут, зачем пришли и как себя вести — после «СимфоПарков» они уже наши слушатели.
— Что можете сказать о грядущем сезоне?
— Когда я сказала на пресс-конференции, что мы на следующий год будем один «Парк» проводить — нас атаковали письмами, звонками. Омичи говорят: «Только попробуйте провести всего один парк!». «СимфоПарки» — это уже бренды. Мы, естественно, будем проводить их, делать что-то новое, не повторяться. «Парки» останутся. Возможно, мы будем их как-то концептуально изменять, возможно, более сжатую по времени программу делать, а может быть, и так оставим — творческие люди же не знают заранее, какие интересные идеи им в голову могут прийти!
— Раз уж мы сегодня слушаем «СимфоРок», расскажите, пожалуйста, какие у вас отношения с рок-музыкой?
— Мне нравится. Как я уже говорила, мы все прошли через рок-музыку. Мне нравятся ритмы, нравится то, что эта музыка рождает внутреннюю энергетику, в ней есть пульс, ритм, но в то же время есть и гармония. И самые яркие представители этого направления — это очень особенные личности. Сегодня Денис Шаповалов будет играть «Вариации на тему рококо». Он совершенно академический, серьезный музыкант, ученик великого Мстислава Ростроповича. Но сегодня вечером он хочет уйти от этого пафоса, от этой строгости — как и наш оркестр. Мы показываем другие грани и раскрываем возможности наших музыкантов. Рок-музыка, в которой очень сильна ритмическая сторона, создает драйв, который академическим музыкантам интересно исполнять. И я очень рада, что наши артисты не говорят, что будут играть только академическую программу, что они идут на это. Они сегодня и одеты будут не академически! Симфонический оркестр — это совсем не скучно.
— Как вы считаете, что дает музыке симфоническая обработка? Речь не только о рок-музыке, но и о других направлениях.
— Симфоническая обработка добавляет такого «мяса», как говорят, любой музыке, добавляет фундаментальности, объема звучания. Когда мы делали «СимфоОборону», перекладывали 7 песен Егора Летова для симфонического оркестра, поклонникам было интересно, узнал бы сам Летов свои произведения в таком необычном звучании. Я думаю, что такое количество инструментов в исполнении придает необыкновенную красочность, музыканты часто говорят «мясо» — то есть фактурность. Кроме того, исполнение симфоническим оркестром — это высокопрофессиональное исполнение. Рок-музыканты — это зачастую те, у кого великолепные природные способности, но порой вообще нет музыкального образования. А здесь исполнение профессионалов, они точны в ритме, интонациях, во всех штрихах. Поэтому рок-музыка только выигрывает от симфонического исполнения.
— А если наоборот: классическая музыка в рок-обработке. Вам нравится?
— Это тоже очень здорово. Сегодня на дворе XXI век, мы совершенно другие люди, чем те, кто жил в те времена, когда эта музыка создавалась. И современность звучания, эта аранжировка, переложение — это опять новая грань. И это не то чтобы легкий путь к сердцу слушателя, но возможность эту музыку показать в новом формате. Познакомить людей с ней. Потому что, будем честны, классику порой тяжело начинать слушать и воспринимать, не все это могут. Великий Шостакович говорил, что музыку понять сразу невозможно, к ней надо сначала привыкнуть. Понять и услышать сразу, допустим, симфонию, дано далеко не всем. Это очень непростой процесс. Но особенность музыки такова, что если ты начинаешь ее слушать, то уже отказаться не можешь. Все — ты уже попал под влияние этого искусства.