До 25 ноября жители Омска могут познакомиться с оригинальным произведением величайшего художника Питера Пауэлла Рубенса «Кающаяся Мария Магдалина с сестрой Марфой». Картина, поступившая в 1976 году в музей Ирбита из собрания Государственного Эрмитажа как копия с полотна Рубенса, спустя 36 лет стала мировой сенсацией. В результате технико-технологических и искусствоведческих исследований она атрибутирована самому Рубенсу и ученикам его мастерской.
Подсказка крылась в материалах, которыми пользовались при создании произведения. Авторский льняной холст среднезернистого плетения первой половины XVII века натянут на буковый подрамник с крестовиной, запиленный в «ласточкин хвост». В ходе предпринятой в 2012 году комплексной реставрации полотна проведено удаление поверхностного загрязнения по всей картине, выравнивание и регенерация лаковой пленки, удалены грубые поздние (XVII-XVIII веков) реставрационные «чинки» (записи) с большими «заходами» на авторскую живопись по всей поверхности картины, восстановлены утраты красочного слоя.
Расчистка картины показала, что она написана сложной системой мазков и движений кисти, которые различаются по форме, размеру и плотности: от мощных до почти невидимых, от густых до почти прозрачных. Обращает на себя внимание манера письма глаз: живых, блестящих, влажных, наполненных слезами. Этот удивительный эффект рождается сочетанием красноватой описи век, плотного письма белка и прозрачно-тончайшей радужной оболочки, оживленной бликом белил, — приемом, исключительно принадлежавшим самому Рубенсу. Сказанного вполне достаточно, чтобы отнести полотно из Ирбита к обширному кругу произведений, связанных с именем Рубенса или, по крайней мере, с традициями его мастерской.
Разумеется, вопрос об авторстве и датировке картины из Ирбита мог быть окончательно решен только после проведения физико-химического исследования красочного слоя и грунта. Проведенное специалистом ГосНИИРа С.А. Писаревой в сентябре 2012 года химическое исследование красочных пигментов грунта и авторского холста картины подтвердило предположение о возможности ее создания в мастерской Питера Пауэла Рубенса как первого авторского варианта картины, ныне хранящейся в Художественно-историческом музее Вены. Венцом этой очень важной атрибуционной работы стал визит в Ирбит крупнейшего специалиста по фламандской живописи, сотрудника Государственного Эрмитажа Н. И. Грицай, подтвердившей выводы коллег по поводу картины, как несомненного произведения кисти Питера Пауэла Рубенса, созданного в 1618–1620 годах при участии самых выдающихся его учеников Антониса ван Дейка и Якоба Йорданса.
Казалось бы, утраченная навсегда и потерянная для художественного мира картина Рубенса вновь возвращается в мировой научный оборот, к активной музейной жизни, возвращается к широкой зрительской аудитории.