Пески времени
С какого танца начинать бал? Кто должен поздороваться первым — статский советник или тайный? Эти вопросы, ответы на которые были очевидны 150 лет назад, сегодня вызовут лишь недоумение. Неповторимая атмосфера каждой эпохи утекает как песок сквозь пальцы. Поэтому сейчас так сложно судить о мыслях и поступках героев ХIХ века, например, о русских дворянах, которые ради свободы и счастья крестьян готовили покушение на императора и высокопоставленных чиновников.
|
---|
Главный герой этого рассказа — бывший террорист-народоволец. Под видом лакея он устраивается в дом к сыну министра внутренних дел и наблюдает за обыкновенной человеческой жизнью. Это радикально изменяет его самого, его цели и мечты.
|
---|
— Этот рассказ меня тронул своей загадочностью. Он, как заноза, вошел под кожу, что-то зацепило меня, но я так и не понял что. Кажется, разговор здесь идет о каких-то отвлеченных явлениях, идеях, поиске смысла жизни… Я долго предлагал поставить этот рассказ в разных театрах, но получал отказ. А в прошлом году Георгий Зурабович (Цхирава — главный режиссер драматического театра) согласился. И вот я разгадывал его вместе с актерами и, как мне кажется, разгадал, — объясняет свой выбор режиссер Егор Равинский.
Отметим, что он очень точно подошел к передаче того, что принято называть «чеховским стилем». Здесь есть и атмосфера эпохи, и неповторимый чеховский юмор, переходящий в гротеск. Впрочем, в одном месте, на наш взгляд, он все же очень близко подошел к этой границе. Но не будем навязывать собственные суждения. Только напомним, что ставить классика мировой литературы не так легко, как кажется со стороны. Даже Станиславский, который старался максимально близко к тексту передать каждый звук, написанный в пьесах Антона Павловича, однажды сказал, что «напишет новую пьесу, и она будет начинаться так: «Как чудесно, как тихо! Не слышно ни птиц, ни собак, ни кукушек, ни совы, ни соловья, ни часов, ни колокольчиков и ни одного сверчка».
Женщина в песках
Великие идеи, которые так будоражили умы в ХIХ веке, в этом рассказе упоминаются как бы вскользь. А главным становится судьба трех людей: Неизвестного — дворянина, переодетого лакеем, его «хозяина» Орлова и Зинаиды Федоровны — молодой женщины, которая решилась уйти от мужа к своему возлюбленному, но вскоре поняла, что совершила ошибку и она ему не нужна.
|
---|
— Я думаю, что все спектакли про любовь. Вот только понимают все ее по-разному. Орлов описывает ее как нечто физическое и нечистоплотное. А главный герой говорит про любовь как про смысл жизни, перед которой все идеи ничего не стоят. Он влюбляется в женщину, как в жизнь, — говорит художник Алексей Вотяков.
— Для меня этот спектакль — про жизнь. Она включает все понятия: и любовь, и ненависть, и разочарование, — возражает Егор Равинский.
Одна из самых ярких сцен спектакля — переезд Зинаиды Федоровны к Орлову.
|
---|
В пространстве камерной сцены особенно заметно, как его маленький мир в момент наполняется коробками, свертками, всеми женскими штучками, которые ей самой кажутся очаровательными, а ему — совершенно лишними, нарушающими порядок и свободу.
|
---|
Песочные часы
Каждая минута нашей жизни бесценна и быстротечна и утекает так же быстро, как маленькая песчинка в стеклянных часах. Поэтому не случайно, что одним из главных элементов декораций стал песок, который струится потоком прямо на главного героя, отсчитывая отведенное ему время. Ведь он с самого начала действия знает, что ему осталось совсем немного времени, чтобы ответить на главный вопрос: для чего он живет и что после себя оставляет?
|
---|
И конечно, нельзя не отметить потрясающий актерский состав.
|
---|
Герои словно сошли со страниц рассказа ХIХ века. Неизвестный — Олег Берков и Орлов — Николай Сурков, горничная Поля — Алина Егошина, русская дворянка Дарья Максимовна — Ирина Бабаян.
Тонкая и переживающая Зинаида Федоровна — Кристина Лапшина.
Искрометные и блистательные друзья Орлова: Кукушкин — Владислав Пузырников, Пекарский — Егор Уланов, Грузин — Артем Кукушкин.
И очень точный и невероятно настоящий, героя какого бы века он ни играл, Иван Маленький (Старик Орлов).
Текст Дарья Федосеева, все фото Андрей Кудрявцев