Он видит нечто общее между крейсером «Аврора» и китайским драконом, Микки Маусом и Мао Цзэдуном, Чебурашкой и Че Геварой. И дело здесь, конечно, не только в созвучии. Скорее, от слова Дамир идёт куда-то внутрь, к самой сути. И получается, что доверчивого и доброго героя из советского мультфильма и кубинского революционера что-то объединяет. Например, безоговорочная вера в светлое будущее, которое, кстати, так и не наступило.
CHE Вurashkа стал самой первой работой Дамира Муратова, которая разошлась по просторам социальных сетей, а потом по майкам, магнитам и пакетам, причём копировали её совершенно свободно. Никаких авторских отчислений создатель не получал.
Это не картина, а всего лишь майка
За CHE Вurashkой в народ ушли Mikki MAO, CHEkhov и другие. Одни из последних работ — «Ледокол «Летов», «Соединённые штаты Сибири», «Навсегда», доработанный La Coste и вот эта милая ведьмочка.
— Я делаю картины, которые сразу утилизируются. Не всё же в вечность запихивать, там и так много всего. Зачем мне ждать 100 лет, когда мои картины на пакетах разместят? Я лучше сейчас это сделаю, — рассказывает Дамир Муратов.
Гауди для бедных
Так сам Дамир называет один из уголков «Беднотауна». С одной стороны — забор из дверей, The Doors, в память о Джимме Морисоне и его группе… С другой — стена дома, где можно разглядеть мозаику, часы, ленточки, колокольчики, разбитые черепки, скульптурки. Каждая деталь имеет своё название.
Беднотаун — арт-пространство, которое Дамир создал из собственного частного дома, прилегающего участка и построек на нём. Важную роль в его восприятии играет местоположение — посреди частного сектора, «со своей экосистемой, алкашами и синяками», как говорит сам Муратов.
Рассматривать всё это можно бесконечно, тем более что и внутри, и снаружи пространство постоянно меняется.
— Это попытка создать свой собственный пейзаж. Люди в девятиэтажках обои клеят, но балконы-то там не поменяешь, а здесь можно делать всё, что твоя душа желает.
Свет изменился
Внутри — личное пространство Дамира. Его работы и картины друзей.
Здесь, кстати, можно познакомиться с произведениями молодых и талантливых авторов, которых нет ни в одной омской галерее. Например, с картиной Дениса Русакова.
— Здесь есть история. На всё лето ты предоставлен самому себе. Тебя почему-то не отправили к бабушке. Это хроническое безделье, но это кайф! Времени много, и оно не кончается. А ещё здесь есть тёплый свет, освещение же изменилось. Раньше художники писали под лампочками Ильича, и всё было тёплое. Вечером город был уютным, домашним. Когда люди вспоминают прошлое, они же вспоминают вот этот тёплый цвет. А сейчас всё яркое, чёткое. Как Летов поет: «Пластмассовый мир победил».
Каждая работа Дамира — это тоже целая история, в которую можно вглядываться, пытаться понять или просто почувствовать.
|
«Снегурочка» и «Снежный мандарин» |
Личное наблюдение: если долго смотреть на одну из картин, в памяти всплывает знакомый и почти забытый аромат одеколона «Шипр», а вместе с ним смутная картинка из детства.
Дамир Муратов родился в Тобольске в 1967 году. В Омск приехал в 1984. Занимается живописью, инсталляциями, созданием арт-объектов (
Википедия).
|
«Шипр» на выставке «Дым Отечества» (Омск, 2017 год) |
— Мне хотелось бы рассказать через картинки свою историю. Я жил вместе со страной. Без пафоса, — говорит Дамир Муратов.
В «Беднотауне» картин Дамира немного, почти все они в других городах. Например, в «Мультимедиа Арт Музее» (Москва) сейчас работает выставка «Навсегда».
В Омске его работы давно не выставлялись. Единственная возможность познакомиться с ними — личная страница автора в «Фейсбуке». И, пожалуй, единственный объект, который теперь навсегда связан с Омском, это его самая большая и постоянно меняющаяся работа, это сам «Беднотаун».
Текст: Дарья Федосеева, фото: Арсений Муратов.