om1.ru
Тропой лотоса Искусство Востока — одна из интереснейших страниц мирового художественного наследия.

Тропой лотоса

Искусство Востока — одна из интереснейших страниц мирового художественного наследия.
22 марта 2019, 14:35

Для европейского зрителя оно овеяно ореолом загадки, тайны, чье постижение — поистине «путь в волнах безбрежных».

Выставка «Тропой лотоса», открывшаяся 13 марта во Врубелевском корпусе (ул. Ленина, 3), знакомит зрителей с искусством Востока из собрания Омского областного музея изобразительных искусств имении М.А. Врубеля и частных коллекций. В двух залах представлено свыше 200 произведений живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства Индии, Вьетнама, Китая, Монголии, Бурятии, Японии — стран, объединенных культурой буддизма.

Такой географический охват обусловлен, прежде всего, исторической традицией изучения и коллекционирования «восточных редкостей», заложенной еще Западно-Сибирским отделом Императорского Русского географического общества (ЗСОИРГО), учрежденным в Омске 10 мая 1877 года по ходатайству генерал-губернатора Западной Сибири Николая Геннадьевича Казнакова (1823–1885). Отделом проведено свыше 300 этнографических, археологических, геологических экспедиций, в том числе по Алтаю, Казахстану, Средней Азии, Монголии, Китаю, Тибету.

Собранные коллекции вошли в состав Западно-Сибирского Краевого музея и впоследствии были разделены между Омским государственным краеведческим музеем и Омским музеем изобразительных искусств. Часть предметов поступила в коллекцию из Государственного музейного фонда (Москва, Ленинград) и из расформированного музея Художественно-промышленного техникума имени М.А. Врубеля (Омск), ряд произведений в разные годы был приобретен или получен в дар из частных собраний Омска, Москвы, Ленинграда, Улан-Удэ.

Название проекта связано с одним из восьми символов Дхармы (Учения) — цветком лотоса. Лотос на Востоке — символ Бодхи, или Просветления — пробуждения от сна неведения и духовного совершенства. Как цветок прорастает в сумраке из тины и раскрывается во всей красе на водной поверхности, не запятнанный ничем, так и существа пробиваются сквозь омрачения сансары, пронося сквозь все перипетии жизни сочувствие и любовь, радость и бесстрашие, мудрость и интуицию.

Обязательный иконографический признак просветленного существа — лотосовый трон. Он встречается в изображениях будд, бодхисаттв и архатов. Лотос также обозначает седьмой месяц года, лето или раннюю осень и считается благопожелательным символом. На выставке этот цветок можно увидеть в монгольской и бурятской буддийской иконе — танке, на рельефах из знаменитой вращающейся Башни девяти цветков лотоса храмового комплекса Буттхап во Вьетнаме, на культовой бронзе с изображениями будд и бодхистаттв, на китайских фарфоровых вазах и блюдах.

Два зала выставки делят пространство экспозиции на «Храм» и «Дом». Первый раздел посвящен собственно буддийскому искусству во всем его многообразии — от архитектурных элементов и храмовых рельефов до миниатюрной ритуальной бронзы и домашних икон. Второй — связан со светским искусством Японии и Китая и представляет наиболее интересные западному зрителю традиции культуры Востока: «четыре благородных искусства» и «сто драгоценностей», свадебную обрядность и чайную церемонию, медитацию и курение, аксессуары и предметы быта. 

Здесь можно увидеть традиционную китайскую живопись «горы и воды» и «цветы и птицы», японские брелоки нэцкэ, предназначенные для крепления к поясу коробочек-кошельков инро; миниатюрную скульптуру окимоно и многое другое.

Поражают воображение зрителей полутонные гипсовые львы, встречающие зрителя при входе в зал «Храм». Оригиналы XII века, высеченные из песчаника, находятся во Вьетнаме в храме Батам, а слепки, изготовленные в 1950-е годы, были переданы в СССР в знак дружбы с советским народом. В омский музей они поступили в 2007 году и долгие годы реставрировались и изучались.

Старшему научному сотруднику, хранителю фонда скульптуры Евгению Груздову удалось установить, что перед нами традиционные охранители буддийских храмов — шы ты (в Китае они называются ши-цзы). В пасти каждого «пламенеющая» жемчужина — солярный знак, а на лбу — знак правителя выонг. Пара львов храма Батам поддерживает алтарную плиту, но, как правило, на спине ши-цзы устанавливали трон Будды в виде большого цветка лотоса.

Сам поминальный храм был построен во времена династии Поздние Ли (1010–1225) в месте, где родилась И Лан (1044–1117) и посвящен ей. И Лан, носившая титул императрицы-матери, была наложницей императора и матерью его сыновей. Она правила страной во время военных походов императора, после его смерти узурпировала власть и стала регентом. Провела ряд успешных реформ, способствовавших распространению буддизма.

Посвященные ей храмы строили еще при жизни И Лан, отождествляя ее с бодхисаттвой милосердия Куанам (кит. Гуаньинь), образ которой был широко распространен в буддизме махаяны. Каждый год 19 февраля в храме Батам проводят Праздник, посвященный Нгуен Фи И Лан.
Выставка «Тропой лотоса» работает в Музее имени М.А. Врубеля до 19 мая.

Хочешь чаще читать новости Om1.ru? Нажми "Добавить в избранные источники Дзен.Новостей".
Нашли опечатку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter