В омских кинотеатрах в ограниченном прокате стартовал фильм Александра Шейна «Вмаяковский». Роль самого поэта (если интересно, то в своей творческой биографии и он играл в кино) в нем исполнил Юрий Колокольников. Если внешне актёр не так похож на него, то по комплекции — по сути идеально. Ну а благодаря современному гриму его здесь и вполне «доводят до кондиции».
Однако нужно описать концепцию картины в целом. Она очень причудлива и необычна: в ней смешаны художественная история, фильм о фильме, документальные кадры, а также воспоминания о Маяковском его друзей и родственников. Возможно, режиссёру казалось слишком скучно делать обычный байопик и потому он сделал вот такой микс. В результате, правда, целостного сюжета не получилось. Но и большим минусом это назвать нельзя.
Резкое музыкальное оформление, по сути в ритм стихов Маяковского. Несколько странных сцен из современной Северной Кореи, где вдруг оказывается поэт — очевидно, что тут был ещё один некий концептуальный замысел, только вот какой? Атмосфера — немного наэлектризованная, где-то просто тяжёлая, где-то более лиричная. И много-много разных стихов поэта, и очень известных, и не слишком, за что создателям особое спасибо. Вот таковы основные характеристики фильма, которыми он и интересен.
Очень интересен актёрский состав: здесь собрались совершенно разные артисты, помимо Колокольникова это Чулпан Хаматова, Михаил и Никита Ефремовы, Евгений Миронов, Антон Адасинский, известный и как рок-музыкант (группа «АВИА») и танцор.
Причём в эпизодах о съёмках фильма, что интересно, Чулпан Хаматова ведёт себя вполне как второй режиссёр — назидательно и по-хозяйски. Она сыграла Лилию Брик — главную любовь Маяковского. Без описания любовного треугольника поэта, неё и её мужа Осипа Брика, конечно, не обошлось. Описан он довольно тактично, без особой грязи (наверное, насколько это вообще было возможно) и любопытно. Брика сыграл Альбертс Альбертс. К тому же вспомнили и о ещё одной любимой женщине Маяковского — эмигрантке Веронике Полонской (Мария Поезжаева).
Кроме того здесь появляются и другие известные люди того времени — Мейерхольд (Адасинский) и поэт-футурист Бурлюк (Михаил Ефремов). Это тем более интересно.
Предупрежу честно: где-то смотреть будет тяжело. Но в целом после просмотра вас вполне ожидает катарсис и вы увидите, что это был за человек: мучающийся, талантливый, полностью увлечённый идеями коммунизма, резкий, бескомпромиссный, а если любящий — то очень искренне. Портрет более чем полный и после такого, наверное, и нет смысла в российском кино делать ещё какой-то биографический фильм о Маяковском — не то, что это будет повторение, но вряд ли уже получится сделать более интересно. Увы, не обошлось без некоей антисоветчины про злых псов НКВД и кровавый сталинизм, но и бурная фантазия в эту сторону не разгулялась во всю мощь и на том спасибо.
Интересен приём, повторённый дважды: фуражки, шляпы, прочие головные уборы без самих людей, но изображающие людей. Это, наверное, противопоставление Маяковского как поэта и человека необычного людям обычным и во многом ему враждебным. Более чем красноречиво и при этом уместно и не ходульно.
Так что фильм Шейна вполне можно рекомендовать к просмотру как, конечно, не блокбастер, а картину, которая интересна переживаниями, поэзией и интерпретацией биографии очень неординарного российского и советского поэта.
Оценка: 8 из 10.
Татьяна Гатина
Иллюстрации: www.kinopoisk.ru