Танец — без танца. Так можно описать этот спектакль, хотя его легче выразить через движения, чем рассказать о нём словами. Стремительный бросок навстречу друг другу. Резкая остановка: А что, если завтра наши чувства не будут таким же, как сегодня? В геометрии не бывает капризов, из которых слагается человеческая любовь. Что справедливо сегодня, справедливо и завтра, и всё останется таким же справедливым, когда нас уже не будет на свете. А мы? Будем ли мы такими же завтра?
|
---|
Дон Жуан (Егор Уланов) |
Разгадать Дон Жуана пытались такие гении, как Тирсо де Молина, Моцарт, Пушкин, Байрон. Кто же это такой: коварный обольститель, который коллекционирует женщин, или глубоко несчастный человек, который не может найти ни себя, ни вторую половину? В трактовке драматурга Макса Фриша Дон Жуан одержим лишь одной страстью — геометрией, а женщины либо помогают ему лучше понять этот предмет, либо мешают ему. Достоверно ли исторически такое предположение? Скорее всего, нет. В 17 веке это было бы сложнее, чем сегодня, совмещать занятия ядерной физикой и смелые сексуальные эксперименты с разными партнёрами. Либо одно, либо другое. Приходится выбирать. Но оставим этот вопрос в стороне, ведь задача драматурга не восстановить историческую правду, а ответить на некие вечные вопросы. И один из самых главных из них — отношения между мужчиной и женщиной.
|
---|
Донна Анна (Кристина Лапшина) и Отец Диего (Заслуженный артист России Сергей Оленберг) |
Донна Анна у Макса Фриша не жена Командора, а его дочь. Прелестная и юная, как Офелия, и пылкая, обуреваемая чувствами, как Татьяна Ларина в тот момент, когда решает написать письмо Евгению Онегину.
Драматург вводит и ещё один женский образ — шлюхи Миранды. Она влюбляется в Дон Жуана, потому что он один предпочел её шахматам и прошёл мимо, как «мужчина, у которого есть цель».
|
---|
Миранда (Юлия Пошелюжная), Селестина, сводница (Екатерина Потапова). |
Так у кого же больше шансов завоевать главного героя — покорителя женских сердец: у юной и чистой Донны Анны или у Миранды, которая точно знает ответ на вопрос, чего хотят мужчины? И можно ли в принципе кого-то завоевать? Не будем отвечать, чтобы не раскрывать сюжет.
|
---|
Ещё шаг. Что сделать, если ты уже ранен любовью? «Попытаться остановиться и вернуться к себе, исчезнуть и начать новую, уже не свою жизнь, тоскуя о себе подлинном… Растратиться, смириться, подчиниться и… Вновь полюбить… Женщину» (режиссёр спектакля Александр Баргман).
|
---|
За короткое время спектакля Дон Жуан должен прожить целую жизнь и несколько раз измениться: из юноши, который мечтает служить только науке, стать человеком, который «духовно устал — устал от богохульства».
— Я вижу твою жизнь, Жуан: полно баб и никакой геометрии! — восклицает Миранда.
И, как в танце: если один из партнёров стал другим, второму тоже ничего не остаётся, как измениться.
|
---|
Спектакль сложный. Зрителям придётся потрудиться наравне с актёрами. Но, даже когда повисает пауза, в зале — тишина. Возможно, потому, что это тоже важная часть режиссёрского замысла. За его размышлениями и сюжетными линиями так же интересно следить, как за современной хореографической постановкой или за сложными геометрическими узорами, которые переплетаются между собой, сходятся, расходятся и превращаются один в другой.
|
---|
Отдельно хотелось бы отметить потрясающе точные актёрские работы: любящий отец Дон Жуана — Тенорио (Николай Михалевский). Очень неожиданная Миранда (Юлия Пошелюжная). Бравый военный, умудренный годами и украшенный сединами командор Севильи (Руслан Шапорин). Ветреная и прекрасная жена его Донна Эльвира (Анна Ходюн). Живой и обаятельный Отец Диего (Сергей Оленберг). Брутальный и в то же время ранимый Дон Родериго, друг Дон Жуана (Иван Курамов). Яркая и очень остроумная Селестина, сводница (Екатерина Потапова). Неожиданно серьёзный, что кстати очень ему идёт, Владислав Пузырников в роли Дон Бальтазара Лопеса.
Текст: Дарья Федосеева, фото : Андрей Кудрявцев.