Как часто вы слышите о чернобыльской трагедии? Знали ли вы имя хоть одного человека, положившего свою жизнь за спасение тысяч и миллионов людей? Что стало с теми, кто спал в своих постелях в ту роковую ночь в Припяти? Лично я — нет. И думаю, так ответит большинство.
Тем ценнее картина, о которой здесь пойдет речь.
|
---|
Советский быт
Когда слышишь о том, что появился американско-британский сериал о Чернобыле, первым делом скептически фыркаешь: «Наверняка русский человек сразу увидит тонны ляпов». Но первые же кадры советской квартиры бьют тебя по голове своей реалистичностью. Авторы поразительно правдоподобно воссоздали обстановку, мебель и даже моду того времени (ох уж эти химические завивки у женщин и усы у мужчин).
Услышав, как советская женщина обращается к своему мужу-пожарному: «Василий», я подумала: «Ха, ну вот здесь-то они точно прокололись, даже не знают, как у нас имена сокращаются». Но они знают. Уже через 20 минут первой серии ты окончательно перестаешь искать подвохи и погружаешься в атмосферу трагедии.
|
---|
Трагедии, символами которой становятся цинковые гробы.
Пока одни гниют заживо в больницах, вторые самоотверженно устраняют последствия аварии, осознавая, как сильно это сокращает их жизнь, а третьи вынуждены со слезами на глазах убивать зараженных собак.
|
---|
Трагедия, символами которой становится недопитый чай, недочитанная книга и школьный звонок, который уже никогда не прозвенит.
Документальность
Прежде чем говорить о недочетах, промахах и ляпах, стоит понять одно — фильм не документальный, а художественный. Тем не менее, прежде чем создать его, сценарист Крэйг Мэйзин изучил тонны советских книг, документов, воспоминаний очевидцев и аудиозаписей. И это, безусловно, видно.
Хотя есть и сцены, которые видятся не слишком правдоподобными. Например, суд, показанный в пятом эпизоде. Мне кажется странным, что все свидетели находятся в зале суда одновременно и как по эстафете передают друг другу нить повествования. Впрочем, если не придираться, понятно, что сцена суда создана в основном, чтобы изложить нам, зрителям, последовательную цепочку событий. Поэтому простим авторам эту странность.
|
---|
Стоит также отметить, что все главные герои существовали в реальности. За исключением Ульяны Хамюк, которая стала собирательным образом десятков ученых, приехавших в Припять бороться с последствиями катастрофы.
Вместе с ними на электростанции были вынуждены работать сотни людей, многие из которых значительно укоротили свою жизнь. Еще тысячи ликвидировали последствия аварии в зоне отчуждения.
|
---|
Герои
Ключевые положительные персонажи созданы с гигантским уважением к советским людям. При этом все они многогранны. Это не типичные соцреалистические герои, которые готовы положить свою жизнь во имя государства и чьего-то спасения. Нет. У них есть гордыня, порой слабость, бунтарский дух. В конце концов, они попросту боятся. Исключение, опять же, составляет Ульяна Хамюк. Она, кажется, готова на все ради справедливости и спасения людей. Но напомню, Хамюк — собирательный образ, поэтому ее характер вполне оправдан.
На обломках четвертого энергоблока оказываются ученый Валерий Легасов и политик Борис Щербина. И если первый изначально предстает нам в образе упрямца, который несет правду в массы, то второй эволюционирует по ходу повествования из бюрократа, обрадовавшегося тому, что его назначили главным, до человека, способного осудить тупость некоторых поступков советской власти.
|
---|
Особо хочется отметить простых людей. Сценаристу и режиссеру хорошо удалось показать, насколько жители не осознавали, что произошло. Если одни были вынуждены получить дозу радиации, оказавшись рядом с реактором по долгу службы, то другие получили ее, когда ради любопытства вышли посмотреть на пожар. Чего стоит хотя бы жена спасателя Людмила Игнатенко, которая, не думая о своем здоровье, приходит в больницу и обнимает умирающего от облучения мужа.
|
---|
Власть
Лейтмотивом всего повествования проходит тема неоправданности бездействия советских чиновников, которые до последнего отказывались верить в произошедшее и эвакуировать людей.
Для них важнее миллионов жизней оказывается репутация страны и боязнь того, что о случившемся узнают зарубежные СМИ. Кто-то назовет это попыткой американцев очернить советскую власть. Но если спросить о катастрофе у любого человека, жившего в то время в Союзе, он, скорее всего, первым делом упомянет, как тщательно истину пытались скрыть от людей.
Но сериал не об этом. Он о масштабной трагедии, которой почему-то уделяется так мало внимания.
|
---|
Итог
Можно много чего написать об этой талантливой работе, и многое еще напишут. Но лучше увидеть сериал самостоятельно и сделать свои выводы. Мой вердикт: 10 из 10. Может быть, это лучшее, что я когда-либо видела.
Фото: кадры из фильма