В палящей солнцем Одессе живет еврейская семья Давыдовых — Раиса Ировна (Ирина Розанова) и Григорий Иосифович (Леонид Ярмольник). К ним в гости на несколько дней приезжает зять Борис с сыном Валериком. Борис — журналист-международник, собирается на работу в Германию. А в день приезда Бориса, когда его тесть Григорий Иосифович традиционно отправляется на привоз за свежим мясом, выясняется, что в Одессе ЧП — вспышка холеры. И это в самый-то разгар пляжного сезона. Борису (Евгений Цыганов) придется задержаться у тестя с тещей.
|
---|
Историческая справка:
Карантин в Одессе и других курортах СССР признали первым масштабным ЧП, которое произошло после случаев в 40-х годах. Карантин сняли только в сентябре 1970 года, хотя процент смертности был невысокий.*
И, несмотря на всю серьезность ситуации, которая сохранялась в Одессе во время эпидемии холеры, Тодоровский вспоминает о смерти только в начале фильма. И делает это с юмором, чтобы сохранить гармонию фильма.
|
---|
Это не комедия точно. «Одесса» — драма, где невозможно выделить одного героя. Здесь нет главных, а весь фильм — пространство для параллельных судеб, которые переплетаются в старой квартире еврейской семьи. Ограничения во всем — вот лейтмотив драмы. Личная трагедия Бориса, который питает платонические чувства к 15-летней соседке Ирке. Он пытается совладать своим разумом, понимает, что настоящий советский гражданин не может себе позволить новую увлекательную и яркую жизнь.
Раиса Ировна, которая привыкла быть покладистой и слушать мужа, ограничивать свои эмоции, вдруг переходит на идиш, чтобы достучаться до мужа, объяснить ему, как он не прав.
Мира (Евгения Брик) хочет вырваться из страны, уехать в Израиль назло семье. Но здесь отец семейства находит антисоветский настрой и сковывает действия дочери, теперь ее переезд может сорваться, а отец — еврей, не хочет называть себя евреем. Старшая сестра, которую играет Ксения Раппопорт, ограничивает свободу своей дочери и мужу, из-за чего страдают оба и хотят свободы.
|
---|
Фото: стоп-кадр официального трейлера |
Валерка, внук Давыдовых, смотрит на происходящее в семье со стороны. В силу возраста, мальчик не участвует в спорах и разногласиях семейных. Когда он видит голое женское тело впервые, он бежит к отцу, но тут его ждет другая неприятная картина — отец, который целует его друга Ирку. И все чего-то боятся: холеры, КГБ, любви, жены, отца, соседкой девочки.
Мир глазами Валерки — это бабушка, которая жарит что-то на старой газовой печке в чугунной сковородке; это первая сигарета и «поджига»; деревянные перила, которые вот-вот упадут; ободранный дворик; скрепящие половицы; две его молодые и красивые тети, которые ходят дома в простеньких халатиках; неуютная обстановка в комнатах. Все это показывает некий портрет эпохи, который уводит от холеры в городе и дает возможность вспомнить о своем советском детстве.
|
---|
И невозможно не сказать о превосходной игре актеров: главная героиня Ирины Розановой в конце фильма кладет мужу сырники. И казалось бы, обычная история — жена ухаживает за мужем. Но здесь важна каждая деталь, каждый звук: она продолжает прятать свой темперамент за кротостью и домовитостью, но мы уже видели ее эмоции в середине фильма. Язык жестов старой пожилой женщины кричит о проблемах в ее семье, а может, и о проблемах эпохи.
Могу ли рекомендовать друзьям? Да, но только тем, кто не гонится за крутым сюжетом, а хочет насладиться игрой актеров, вспомнить советское детство, окунуться в мир воспоминаний и сложностей взаимоотношений.
* — по данным Википедии