om1.ru
Бритфест вернулся: король на выезде и амбиции поэта-иммигранта Портал Om1.ru оценил три из четырёх картин фестивальной программы и делится впечатлениями.

Бритфест вернулся: король на выезде и амбиции поэта-иммигранта

Портал Om1.ru оценил три из четырёх картин фестивальной программы и делится впечатлениями.
11 ноября 2019, 17:00
рецензия

В кинотеатре «Слава» в течение четырёх дней проходил очередной Фестиваль британского кино, на котором показали фильмы «Аббатство Даунтон» (18+), «Голкипер» (16+), «Плывём, мужики» (16+) и «Ослеплённый светом» (16+) производства от 2017 до текущего года. Напомним, в прошлом году в проведении смотра случился перерыв из-за конфликта вокруг дела Скрипалей.

Переполох в дворянском гнезде

«Аббатство Даунтон» — киноверсия одноимённого телесериала, который продержался шесть лет и получил высокие зрительские оценки. Естественно, если не видел сериал, то и полнометражку ты смотришь как будто с середины — подразумевается, что зритель знает героев, их прошлое и какие отношения между ними. Несведущий зритель узнает, что против ожидания в аббатстве этом персонажи — не аббат и его монахи, а дворяне и даже королевская чета Георга V и Марии (Саймон Джонс и Джеральдин Джеймс) и её прислуга.

В киноверсию создатели вставили множество самых разных событий. Среди них – конфликт из-за наследства Мод Бэгшоу (Имелда Стонтон), любовные линии, приезд короля и королевы в гости в имение главных героев и в связи с ним дикой и комичной борьбы местных слуг за то, чтобы самим приготовить яства и подать их на стол монархам. Сочетание очень эклектичное и при этом интересное.

Как говорится, концентрация Британии в «Аббатство» по-настоящему запредельная. Эталонный и невозмутимый дворецкий Карсон (Джим Картер) — на момент событий киноверсии уже отставной, но по некоторым причинам он вернётся в строй и будет на высоте. Пиетет перед монархами.

Бал аристократов в финале. Чопорные шеф-повар (Филипп Сполл), экономка, дворецкий (он же «паж чёрной лестницы») в исполнении Дэвида Хэйга и лакеи короля. Ну и английский юмор — где-то тонкий, а где и брутальный.

Психология слуг имения, которая уже выработана столетиями — своё подчинённое положение они воспринимают как само собой разумеющееся, ничего плохого в нём не видят, а уж когда речь идет об услужении королю и королеве, так и вовсе готовы расшибиться в лепёшку.

 

 — Порезать яйца — быстро! Масло — быстро!

 — Оплеуху — сию секунду!

«Аббатство» оригинально тем, что после окончания главного события — визита короля в имение — картина длится ещё около 15 минут, ставя точки в разных линиях. Многолюдность есть многолюдность. И при этом показывает типичную ситуацию для того времени на примере хозяйки имения Коры Кроули — рефлексии дворянина-землевладельца на тему продолжения прежнего образа жизни, который всё более обременяет. Но, думается, то, как заканчивается эта рефлексия, вполне ожидаемо.

Спародировали «Бойцовский клуб»

«Плывём, мужики» — спортивная комедия и одновременно мелодрама о мужской команде по… синхронному плаванию. Для английского зрителя это, возможно, более привычно, а для нашего такое гротескное сочетание ещё смешнее. Официальные спортивные круги эту дисциплину логично не признают, а вот неофициальные чемпионаты действительно проводятся. Естественно, и в реальности фильма мужское синхронное плавание окружающие воспринимают странно, но для главных героев это увлечение — способ некоего решения их психологических проблем. У каждого они свои и причём у них уговор — ни с кем из членов «клуба» этим не делиться. А остальные правила явно похожи на свод из «Бойцовского клуба» — почему всё и кажется пародией на картину Финчера.

 

— Это мужчины?! Почему мужчины?!

— Так хромосомы сложились…

Проблемы у героев, конечно, разные. А у главного, бухгалтера Эрика (Роб Брайдон), который присоединяется к компании позже всех, – целый кризис, когда он странно убегает из дома из-за измены жены и поселяется в гостинице. Вокруг его переживаний, иногда даже каких-то психоделических, во многом и строится повествование. Его успех на мировом турнире в итоге заставляет поверить в себя и продолжить отношения в браке — комичная сцена с серенадой прямо на митинге и с «подтанцовкой» из товарищей по команде повергает зрителя просто в бурный восторг и заливистый смех.

Есть, кстати, и интересная перекличка с «Аббатством Даунтон». Актер Джим Картер играет и здесь. Он исполняет роль одного из пловцов.

Множество смешных сцен, юмора, конфликтов, сомнений — всё это в картине о преодолении, воле к победе, самоиронии и решимости добиваться своей цели (в том числе уже и не в спорте, а в личной жизни).

Судьба таланта при тэтчеризме

Фильм «Ослеплённый светом» режиссёра Гуриндер Чадхи закрывал программу фестиваля и точкой стал весьма достойной. Чадха — автор давней бесшабашной и одновременно драматичной комедии «Играй, как Бекхэм!», которая стала одной из первых известных работ Киры Найтли, впрочем она там играла не самую главную героиню.

Нынешняя картина сделана во многом по тем же шаблонам, что и лента про девушек-футболисток, это хорошо видно. Там — девушка из семьи иммигрантов-индусов, страстно желающая играть в футбол на профессиональном уровне, но её при этом одёргивают родители, которые требуют, чтобы она строила свою жизнь так, как они ей укажут, в привычных традициях своего народа. Она не мечтала о каких-то европейских дикостях. На этом и получался главный конфликт. Причём временем действия было начало 2000-х, когда фильм и снимался.

Здесь — 1987 год, правление Тэтчер, молодой пакистанец Джавед (Вивеик Капра), который хочет стать писателем, пишет тексты для песен группы своего друга Мэтта, (Дин-Чарльз Чепмен) начинает как журналист и вдруг увлекается музыкой Брюса Спрингстина. И при этом у него деспотичный отец (Кулвиндер Гир), который хочет, чтобы сын получил какую-нибудь «хлебную» профессию, лучше экономиста, и при этом не пытался стать британцем, потому что это всё равно невозможно, и оставался пакистанцем.

Напомним, это времена Тэтчер — безработица, экономический спад, разгул неофашистов как реакция на массовую иммиграцию в Англию из её же бывших колоний. Все эти явления в картине очень красочно, умело и убедительно показаны. Словом, снова про мультикультурализм и конфликт отцов и детей.

Опять же перекличка — и двойная — теперь у «ОС» и «Плывём, мужики». Отца Мэтта играет упомянутый Роб Брайдон, образ у него теперь совершенно другой — длинная причёска, разбитной и грубоватый характер, работа продавца одежды на рынке. Увидеть такое перевоплощение актёра в двух фильмах подряд, конечно, интересно. Ну и мюзикловая сцена на рынке, когда Джавед как серенаду исполняет песню, конечно же, Спрингстина, для своей возлюбленной — молодой оппозиционной активистки и однокурсницы Эммы (Кит Рив), напомнила сцену у фонтана на митинге с синхронистами. Помимо этой, мюзикловых сцен тут ещё около двух, если не ошибаюсь — тоже безбашенных и, как это бывает в данном жанре, обманчиво спонтанных.

А увлечение Джаведа Спрингстином (во времена, когда исполнитель считается уже ретроартистом, молодёжь слушает совсем других «героев») очень объяснимо — он услышал в его песнях полное созвучие с его проблемами, социальным положением, психологическим состояием. И то, как эти мысли созвучны, режиссёр показала особенно наглядно в одной из сцен — во время грозы. Для кого-то в нашей стране такими же кумирами в своё время, наверное, стали Кинчев, Цой, Высоцкий или Шевчук.

Но и музыкальная атмосфера времени действия в остальном воссоздана очень симпатично и даже с визуализацией титров в начале как надписей с кассет — от «Pet shop boys» до «Level 42» и так далее.

Так что в новом фильме Чадхи смешано очень многое: юношеские обиды, первая любовь, политика, экономика, творческие амбиции, сомнения в своих силах… В хорошей пропорции и симпатично.

Анфиса Пушкина
Фотографии: kinopoisk.ru
Нашли опечатку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter