om1.ru
Величайший социальный эксперимент: город получит миллиард в обмен на справедливость Пятьсот миллионов направят в казну, ещё пятьсот разделят поровну между всеми жителями.

Величайший социальный эксперимент: город получит миллиард в обмен на справедливость

Пятьсот миллионов направят в казну, ещё пятьсот разделят поровну между всеми жителями.
29 сентября 2020, 19:30
рецензия

Щедрый подарок готова преподнести городу одна из богатейших женщин мира, которая родилась и выросла здесь. Предполагается, что деньги пойдут на возрождение заводов, крупных компаний и значимых предприятий, а также на повышение благосостояния обычных людей. Единственное условие: чтобы получить миллиард, нужно восстановить справедливость.

Примерно так по замыслу нобелевского лауреата, публициста и драматурга Фридриха Дюрренматта могли бы написать газеты 1956 года о визите в небольшой провинциальный городок Гюллен мультимиллионерши Клары Цаханассьян. Со спектакля по его пьесе «Визит дамы» начал сезон Омский академический театр драмы. Премьера должна была состояться ещё весной, но из-за коронавируса этот визит пришлось отложить более чем на пять месяцев, и омичи смогли увидеть постановку только сейчас.

Сразу оговоримся: режиссёр Анджей Бубень убрал одну деталь. Миллиард в спектакле не делят между жителями и городом, деньги должны поступить не отдельно каждому, а на общее благо. В конечном счёте, из-за возрождения экономики города доходы его жителей также должны возрасти, так что по сути это ничего не меняет, просто делает людей чуть менее сосредоточенными на материальных ценностях.

Так в чём же заключается справедливость, за которую готова щедро заплатить богатая дама?

Наверное, это не будет ни интригой, ни, как принято говорить сейчас, спойлером. У пьесы было много постановок и экранизаций. Многие помнят фильм с Екатериной Васильевой и Валентином Гафтом с таким же названием. Справедливость — это исправление судебной ошибки сорокалетней давности. Тогда молодая Клара Цаханассьян (в девичестве Вешер) подала иск о признании отцовства к Альфреду Иллу, с которым у неё в юности был роман, но Илл не только отказался это сделать, но даже подкупил двух свидетелей, которые заявили, что тоже были близки с Кларой. В результате она была вынуждена покинуть город и заняться проституцией. И вот Клара возвращается в город, чтобы рассказать свою правду и вынести свой приговор.

Спектакль в Омске идёт сразу на двух площадках — на сцене и на большом экране, где операторы, прибывшие вместе с дамой, транслируют лица героев. И этот крупный план даёт невероятный эффект: эмоции, смена мыслей в глазах — всё это обычно сложно рассмотреть даже с первых рядов, но благодаря такому режиссёрскому решению стало возможным. По сути спектакль и есть объединение этих двух разных жанров — театра и кино.

Видео преображает актёров. Они становятся героями чёрно-белого кино или документальной хроники. Пожалуй, только на крупном плане можно увидеть тот момент, когда человек принимает какое-то принципиальное решение.

Одно из самых сильных мест в этом смысле — монолог учителя (Владислав Пузырников). В начале спектакля он горячо защищает Альфреда Илла и все великие традиции гуманизма вместе с ним, но в один момент превращается в человека, который на языке Шиллера и Гёте вполне мог бы вынести смертный приговор тысячам ни в чём не повинных людей. Почему и как это происходит? Это сложно объяснить словами, но можно увидеть в этом спектакле.

Идеален крупный план и для того, чтобы понять чувства главных героев — Клары Цаханассьян и Альфреда Илла (Ирина Герасимова, Михаил Окунев). Ведь когда от боли, обиды или просто из-за принятого решения их лица застывают, превращаясь в маски, то всегда остаются глаза. И в них можно прочитать то, что словами уже не выразить.

О чём же этот спектакль?

О городе. Почему люди перестают улыбаться и стремятся покинуть его?

О религии. Почему добрые прихожане храма за его пределами могут вести себя совершенно иначе?

О культуре. Что для нас сейчас важнее? Принципы гуманизма, которые пытается привить цивилизация уже несколько тысяч лет, или вещи, уходящие корнями к природной сути человека: сытость, тепло, превосходство, спокойствие? Или, как это принято говорить сейчас, успешность и материальное благополучие?

О любви. Какая она? Бескорыстная и всепрощающая или абсолютная и не терпящая компромиссов: только да или нет, жизнь или смерть.

И, наверное, ещё о десятках важных тем, которые каждый может обозначить сам для себя.

Важно и то, что, несмотря на целую глыбу серьёзных, фундаментальных вопросов, режиссёру удалось сделать спектакль довольно лёгким для восприятия. Как и положено в хорошем драматическом фильме, юмор здесь есть до самого конца.

Отметим, что самоирония очень идёт Егору Уланову (Седьмой муж, Восьмой муж, Девятый муж Клары Цаханассьян) и, конечно же, красит суровый образ полицейского в исполнении Александра Гончарука.

Ближайшие показы спектакля «Визит дамы» (16+) состоятся 2 и 15 октября.

Фото: Андрей Кудрявцев.
Нашли опечатку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter