Это единственное, пожалуй, место в Омске, которое сумело отбить свою радикальную идентичность у муниципалитета. На фасаде галереи «Левая нога» можно нарисовать всё, что угодно. Это и холст, и здание, и художественный закуток, и средоточие силы. И рабочие, вооружившись валиком и банкой краски, не замалюют здесь ничего, подобно Бродскому в Петербурге.
Спускаешься, как в подвал. Быть может, и Алису встретишь. Атмосфера в самый раз. Потолок расписан пугающими абстракциями, над головой качаются амулеты и черепки, головы кукол. Тёмные стены в картинах, тёмный пол в лепестках роз. И куча народу: в медицинских масках, куртках и очках. Этакое тайное общество в сердце Сибири – расхожий мотив оголтелых конспирологов или русских постмодернистов.
Так в Омске открывалась выставка «Феминистские транслокальности».
Кураторы выставки ТО "Наденька" |
Омск – второй город, куда приехало это арт-пространство. Ранее оно побывало в Петербурге.
Кураторы выставки Мария Александрова, Надежда Валецкая, Мария Рыбка:
«Здесь происходит выставка транслокальных феминистских работ, которая ездит по России. Это работы разных художниц из городов России, Украины и Германии, – рассказывают кураторы выставки. – Здесь мы исследуем феминизм настоящего, прошлого и будущего. Для нас очень важны два слова: «постколониальность» и «утопии»
Утопия – это мир будущего, к которому все мы стремимся. А постколониальность – это способ смотреть на мир, не ограничивая себя мейнстримной повесткой. Иными словами – взгляд на мир с разных точек зрения».
Однако, прежде чем смотреть в будущее, стоит оглянуться на прошлое, ведь едва ли весь его массив удалось полноценно отрефлексировать. Размышления о забытых историях забытых женщин воплотились на выставке в разнообразные художественные формы: коллажи, вышивки, картины, музыка и видео-перфоманс.
Так, ряд картин был посвящён женщинам Кыргызстана, для которых опыт возвратной миграции из-за пандемии оказался чрезвычайно болезненным. Влившись в чужую глобальную культуру, они уже не могли чувствовать себя комфортно дома, где многое уже казалось неприемлемым и странным.
Другой проект обращался к этнической идентичности на грани национализма. В пору СССР повсеместно преподавался русский язык и насаждалась главенствующая русская культура. Многие народности теряли связь со своими корнями. Теперь же народности пытаются восстановить эту связь. Однако стремление защитить свою культуру часто перерастает в национализм: отстаивание этнической идентичности становится агрессивным и переходит в подавление ценностей других народов.
И здесь важен ещё другой термин в дискурсе феминизма – интерсекциональность.
Кураторы выставки:
«Интерсекциональность – движение в феминизме, которое выступает за то, что в защите нуждаются не только женщины, но и другие притесняемые группы: этносы, сексуальные меньшинства, дети и мужчины. Зачастую мужчина-мигрант может испытывать больше трудностей, чем привилегированная женщина.
Конечно, возникает противоречие: кого защищать? Или женщину-мусульманку в этнической группе или же всю эту этническую группу, в то время как зачастую идеология этой группы сугубо патриархальна и выступает резко против всякого феминизма. И в этом случае женщина вдвойне угнетена. Во-первых, по половому признаку. Во-вторых, из-за своей национальности. Поэтому, в первую очередь феминистки занимаются помощью и даже спасением женщин.
Внутри мусульманских стран есть сообщества, которые пытаются бороться за права женщины внутри этой страны. Изменения понемногу приходят. Например, женщинам в Саудовской Аравии разрешили садиться за руль автомобиля. Страны меняются изнутри. И нельзя сказать, что побег – это единственный способ защиты женщин. Главная задача – переформатировать общество. Чтобы женщина не бежала из страны, а чтобы страна стала другой, дабы в ней было комфортно жить».
В «Левую ногу» набилось множество. И было оно разнообразным. Люди в будёновках и белых халатах. Они вертели ёлочным огрызком в воздухе, как саблей. Были девочки из мира аниме: много значков везде и всюду, цветные линзы на глазах, длинные ресницы и розовые волосы. И в какой-то момент, напившись бесплатного чая, вся эта разношёрстная толпа начинает водить хоровод . А рядом с этим вселенским солнцем скачет бородатый мужичок и радуется, хлопает в ладоши и голосит: «Ура!»
Художник Дима Вирже |
Бородатый мужичок сказал, что зовут его Дима Вирже. И вот, что он сказал:
«Я ставлю знак равенства между левой ногой и правой...
Левая нога – это один из способов создавать искусство на уровне озарения. Здесь нет условностей, связанных с ремеслом. Впоследствии это превратилось в целое направление – изионизм. То есть сделать что-то очень быстро с максимальной выразительностью. Спустя какое-то время эту концепцию мы перенесли на выставочную площадку, где мы сейчас находимся. Принципы нашей галереи – тотальный плюрализм, максимальная открытость, отсутствие цензуры, редакции и сравнительных, оценочных категорий. Мы даём всему произрастать и всему выставляться. Кто-то ошибочно думает, что «Левая нога» занимается исключительно художниками-самоучками. В галерее «Левая нога» выставляются люди, не испорченные художественным образованием. При этом человек может его иметь, но не испортиться. Сохранив в себе детское восприятие окружающей действительности. Ибо сказано: будьте, как дети».
|
---|