om1.ru
«Надо быть идиотом и материться»: знаменитый российский писатель выпустил детектив о коронавирусе «Трое в карантине» — именно так называется новая книга-детектив знаменитого российского писателя Антона Чижа. Об этом и многом другом в эксклюзивном интервью автор рассказал корреспонденту портала Om1.ru.

«Надо быть идиотом и материться»: знаменитый российский писатель выпустил детектив о коронавирусе

«Трое в карантине» — именно так называется новая книга-детектив знаменитого российского писателя Антона Чижа. Об этом и многом другом в эксклюзивном интервью автор рассказал корреспонденту портала Om1.ru.
16 февраля 2021, 06:00
интервью

Исторический детектив — жанр в современной российской литературе нечастый, авторов, что успешно пишут в нём, можно пересчитать по пальцам. Первым заслуженно считают Бориса Акунина, однако не им единым жив российский исторический детектив. Петербургский писатель Антон Чиж, бывший тележурналист, дипломированный театровед не только наступает маститому коллеге на пятки, но даже подтрунивает над ним в своих ретродетективах о сыщике Родионе Ванзарове. 

Коронавирус детективу не помеха!

До появления пухлого и немного неуклюжего сыщика Ванзарова в жизни Чижа были сюжеты ТВ-новостей. Как рассказал сам автор, телевидение было очень хорошей школой. Может, потому сыщик Ванзаров однажды уже умирал, убитый в романе «Аромат крови», но затем воскрес. По словам его литературного папы — попробуй такого убить!

 
 
 
«Дурить людям голову, выдавая придуманное за реальность, причём так, чтобы они хватались за сердце, — вот чем закалило телевидение. Когда дело дошло до книг, у меня и выбора не было, а только жгучее желание написать то, что мне было интересно как читателю. В каких декорациях — более современных или менее современных — в общем, значения не имеет. Неужели автор, который помещает свою историю, скажем, в 2015 год, пишет менее исторический детектив, чем писатель, засунувший сюжет в 1894 год? Как на моё скудное разумение — таки нет… Никаких двух больших разниц. Всё дело в читателе: понравилась книги или нет. А уж в какой в начале текста год автор поставил — дело его совести и редактора».

Обрушившаяся на мир пандемия коронавируса на творчество Антона Чижа никак не повлияла. Более того, карантин автор и его новая команда творчески проигнорировали, перемолов страхи в художественные эмоции. Для паники не было времени. Вместе с авторской командой Антон Чиж был занят новой книгой «Машина страха» и проектом сториз-детектива под названием «Трое в карантине и другие неприятности». Это книга о том, как пандемия коронавируса накрыла мир. Люди до последнего не верили, что всё будет настолько плохо. А потом вдруг захлопнулись границы, закрыв возможность покинуть чужую страну и вернуться домой. Именно так и случилось с Варварой — героиней книги. Девушка застряла в итальянской Болонье в ожидании чартера, который отвез бы её в Россию. Покидать отель запрещено, из развлечений — лишь чат с друзьями в интернете. Но всё меняется, когда она становится свидетельницей ужасного преступления.

Блогер успела вернуться из Милана. Ей нужно провести на карантине две недели, но она отказывается, чем накликает на себя большие неприятности. Мечта актрисы Киры исполнилась — она попала на гастроли в Италию. Труппа смогла покинуть страну до закрытия границ, но на родине все оказываются в изоляции. Возможно, страшная болезнь и не настигнет артистов. А вот жестокий убийца, открывший на них охоту, вполне справляется с этой задачей.

После выпуска книги Антону Чижу стало тесно в рамках автора, и теперь он преподаёт: обучает писать других и ищет таланты.

 
 
 
«Я учу по-настоящему, без поблажек и поглаживаний по головкам, жёстко. По-другому не умею. Потому есть результат. Научить можно авторской технике и как ею пользоваться. Таланту научить нельзя. Зато техника иногда позволяет заместить недостаток таланта. Есть маленькое, но гордое микролитературное агентство «Антон Чиж Book Producing Agency». У него есть свой импринт на Ridero. Агентство, то есть я, ставит себе амбициозную задачу: не искать тексты, а делать качественных авторов жанровой (детективной) литературы с нуля. Продюсировать их. Для чего несколько раз проводил воркшопы для будущих авторов. Результаты должны были появиться ещё в прошлом году, но вирус спутал все планы. Ждём, что в этом году кое-что изменится. А мои авторы, в частности, были со мной под одной обложкой в упомянутом проекте «Трое в карантине…», очень талантливые барышни. И это только начало. На подходе новые, ещё безвестные герои».
 

Для популярности надо быть идиотом?

Ретродетектив — не попытка угнаться за модой или набрать себе дешёвой популярности. Прежде всего потому, что это куда более трудоёмкий способ, чем посты в социальных сетях. Это и не попытка выделиться среди других писателей. Антон Чиж пишет о том, что интересно прежде всего ему самому, и признаёт: добиться вселенского почитания без умения сочинять истории вряд ли получится.

 
 
 
«Выделяться жанром — затея заранее бесполезная. Чтобы сейчас заметили быстро и сразу, нужны совсем другие методы: быть идиотом (медицинский термин, не оскорбление), набить на лицо татуировки и разговаривать матом. Вот тогда сразу миллион подписчиков с соцсетях, чемодан денег и поливание шампанским голых поп девчонок. Книгами такой славы добиться не получится. Горько, но приходится смириться…»

По словам Антона Чижа, никаких сложностей с исторической достоверностью в своих романах он не испытывает. Когда пишешь художественную литературу, можно заниматься вымыслом сколько угодно: проверить всё равно некому. Есть всего несколько человек, которые могут понять, насколько нагло автор наврал про количество пуговиц на мундире городового. При этом Чиж знает их лично. Так что в историческом детективе, если можно так сказать, царит круговая порука. По признанию Чижа, его единственным постоянным консультантом является лишь собственная фантазия, с которой легко договориться.

Миллионные тиражи и Королева бриллиантов

Авторов ретродетектива в России, да ещё тех, что на слуху, действительно немного. Это, конечно, Борис Акунин, Николай Свечин, Валерия Вербинина и Антон Чиж. И порой читатели, увлекаясь сюжетом, пытаются учить по их романам историю. Но ретродетектив — не историческая хроника и призван прежде всего развлекать.

 
 
 
«Через века от нынешней литературы не останется ничего: ни детективов, ни так называемой «серьёзной» литературы. Все уйдём в макулатуру наших потомков. Помяните мое слово лет через сто… Что же такое ретродетектив, искренно не знаю, а тем более не понимаю, что и куда он несёт. Зато знаю два типа детектива: интересный и нет. Тот детектив, который стараюсь писать по мере скудных сил, обещает читателю всё то же: победу добра над злом, справедливости над беззаконием, чести над обманом, да ещё и обилие эмоций вместе с любовью к разгадке тайн. За что издателю всё ещё не стыдно брать деньги с читателя».

За десять лет творческой деятельности суммарный тираж произведений Антона Чижа превысил 1,1 млн экземпляров. А недавно по его романам сняли и ретросериал «Агата и сыск. Королева бриллиантов». 

Весной этого года Антон Чиж порадует читателей новыми романами. При этом, по признанию автора, всех его поклонников ждёт сюрприз во второй половине года, но какой — секрет.

 
 
 
«Выйдет продолжение тетралогии о русском гипнотизме (и спиритизме), начатое «Машиной страха». Опубликуют условно вторую часть: «Машина страха. Гипнотист». Почему условно вторая? Потому что можно смело начинать читать с неё, там нет спойлеров первой книги. Это хоть и второй том, но не продолжение. Книга эта крайне актуальна и своевременна. Судите сами: найден способ управление сознанием и мыслями человека и большого количества людей — мы же в этом живём! И будем жить ещё глубже… Ближе к лету выйдет продолжение (четвёртое) приключений Агаты Керн и Алексея Пушкина. А вот вторая половина года — под покровом тайны. Готовим такое, что самому страшно… Даже заикаться не могу…»
Фото предоставлены автором
Хочешь чаще читать новости Om1.ru? Нажми "Добавить в избранные источники Дзен.Новостей".
Нашли опечатку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter