om1.ru
Омичам показали настоящие «Страсти по Фоме» Это новая работа лауреата премии «Золотая маска» режиссёра Евгения Марчелли.

Омичам показали настоящие «Страсти по Фоме»

Это новая работа лауреата премии «Золотая маска» режиссёра Евгения Марчелли.

Фома Фомич мог бы стать героем комедии или даже водевиля с музыкой, песнями, интригой и танцами, но становится, сам того не осознавая, фигурой философского повествования.

Спектаклем «Страсти по Фоме» (18+) открылся фестиваль «Золотая маска» в Омске

Смешной и где-то нелепый человек, который говорит правильные вещи об истинных героях, о просвещении, нравственности, но делает это так формально, с таким себялюбием и презрением к другим, что вера обращается в ханжество, добрые намерения — в нестерпимое зло для окружающих. Он превращает в ад жизнь семьи, которая его приютила. В исполнении Авангарда Леонтьева Фома Фомич Опискин больше похож на большого избалованного ребёнка, но режиссёр Евгений Марчелли так выстраивает сюжет, что уже к концу первого действия зритель начинает Фому Фомича люто ненавидеть.

Фома Опискин (Авангард Леонтьев), полковник Ростанев (Владимир Майзингер)


Он наказывает ни в чём не повинных слуг, обижает добродушного соседа-помещика и оскорбляет молодую девушку, которая любит хозяина этого дома — полковника Егора Ростанева.
Его хочется, как минимум, выгнать из этого дома, максимум — выгнать, но предварительно хорошо поколотить. Собственно, примерно по такой линии и разворачивается сюжет. Ростанев (Владимир Майзингер) проходит всю гамму чувств: от искреннего восхищения своим бедным гостем до ненависти к нему.


Но будет ли счастливыми финалом избавление от Фомы Фомича? В комедии это было бы несомненно так. Злой персонаж изгнан, добрые женятся, но Достоевский всегда доходит до основания, до корней, до сердцевины.
Виновен ли в несчастьях Ростанева кто-то другой? Может быть, причина в нём самом? Что на самом деле заставляет его терпеть и мучиться: слабый характер, излишняя доброта или добродетель и смирение? И как можно победить зло: методом «око за око» или другим — если ударили по правой, подставь левую щёку?


Эти большие важные вопросы как раз и предстоит решить жителям села Степанчикова и его обитателям. Так назвал свою повесть Достоевский, подчёркивая житейскую линию этой истории. Марчелли выносит в заглавие её библейскую основу — «Страсти по Фоме» (Страсти Христовы). Смешение незатейливых бытовых вещей и вечных вопросов — одна из особенностей всех повестей, романов Достоевского, ведь сами эти важные глобальные темы не живут где-то отдельно в заоблачной вышине, столкнуться с ними и сделать свой выбор предстоит каждому человеку, даже тому, кто сам себе кажется незаметным и заурядным.


И нельзя не сказать пару слов о творческой манере Евгения Марчелли. Он сразу обозначает отношения со зрителем: легко, просто и понятно не будет, будет неожиданно и смело, где-то даже на самой грани черты, когда высокое искусство переходит во что-то совсем иное, но эту невидимую границу Марчелли ещё ни разу не пересёк.

 
Евгений Марчелли проработал пять лет в качестве главного режиссёра Омского театра драмы (с 2003 по 2008 год). Его эксперименты оценили не сразу, но в сезоне 2004–2005 гг. он стал лауреатом премии «Золотая маска», получив специальную премию жюри драматического театра за разнообразие творческих поисков. После Омска стал работать в театре Калининграда, где на него даже завели уголовное дело. Работал в Театре им. Фёдора Волкова в Ярославле, где его работы неоднократно становились номинантами и лауреатами «Золотой маски». С 2020 года работает руководителем Театра им. Моссовета, а также ставит спектакли для Театра наций.

 

 
Главная новость по теме
 


В спектакле «Страсти по Фоме» в историческое повествование он вплетает современность. Один из героев выходит на сцену в современной одежде, как будто приехал погостить в прошлое из далёкого будущего. Что это: взгляд со стороны или способ показать, что времена не проходят бесследно? У каждого режиссёрского решения множество вариантов прочтения. Огромная картина-пейзаж за спиной героев вдруг становится мультимедийным экраном, а обрамление сцены похоже и на стену острога, и на огромный орган. Марчелли и раньше не искал лёгких решений, и не делает этого теперь.


Все его герои — яркие личности. Здесь нет фоновых персонажей. В доме три слуги, и спутать одного с другим просто невозможно. У каждого своя история, свои тараканы в голове, свои представления о ценностях этого мира, свои нешуточные страсти. Все персонажи, кроме одного — племянника Ростанева, того самого, который словно приехал из будущего, и комичны, и трагичны, и гротескно преувеличены, и тонко психологичны. Ведь и в самой повести «Село Степанчиково и его обитатели» есть, как выяснили исследователи, и пародирование мотивов и стиля Гоголя, и непременный психологизм Достоевского.

Жанр спектакля мы бы обозначили так: библейская история, рассказанная на основе сюжета из сельской жизни невероятными режиссёрскими средствами.

Авангард Леонтьев, народный артист России, о спектакле:

 — Мне интересно в «Селе Степанчиково…» то, что это комедия, что Достоевскому вслед за Гоголем захотелось высмеять те мотивы и модели поведения, которые писатель считал достойными осмеяния. Чувство юмора у Достоевского было. Удивительно, что человек, прошедший каторгу, сохранил его. Мне кажется, что режиссёру нашего спектакля Евгению Марчелли хотелось сохранить смешное, потому что есть такой штамп, что «Село Степанчиково…» и Фома Опискин — это что-то мрачное, тяжёлое, давайте не пойдём на спектакль. А на самом деле все в этом спектакле, кроме племянника Сергея Александровича, которого играет Олег Отс, очень смешные.

 

Нашли опечатку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter