Это Достоевский в монологах. Три часа и десять минут актёры просто рассказывают историю своих героев, но делают это так, что оторваться невозможно. Спектакль идёт на одном дыхании, хотя никто не берёт в руки топор и не заливает сцену кровью. Вся душа, мысли, чувства, переживания героев выражаются только в словах.
Пульхерия Александровна словно читает по памяти своё письмо к сыну Родиону Раскольникову, где есть вся любовь к нему — единственной надежде и опоре для неё и для его сестры Авдотьи Романовны.
Случайный прохожий Мармеладов рассказывает Раскольникову всю жизнь свою: как женился на женщине из благородной семьи с тремя малолетними детьми, как его собственная дочь Сонечка стала в доме лишним ртом, когда он потерял работу, как стал пить, как в доме совсем не стало денег, как Сонечка однажды ушла из дома в шестом часу, а вернулась в девятом с деньгами, а потом плакала всю ночь.
Помещик Свидригайлов заходит к нему как будто по делу, чтобы просить о встрече с сестрой Авдотьей Романовной, но на самом деле тоже рассказывает и про свой брак с властной женщиной, которая была намного старше его, про встречи с сенными девушками, про свои желания — даже те, которые, казалось бы, никто и никогда не высказывает вслух.
|
---|
Аркадий Иванович Свидригайлов (Валерий Дегтярь) |
Слова у Достоевского не менее важны, чем поступки, ведь если их убрать, сюжет романа «Преступление и наказание» можно свести к совершенно бытовой истории: бедный студент убивает и грабит старуху-процентщицу и её сестру Елизавету, которая нечаянно вошла в этот дом. Попав под подозрения следователя, он решает во всём признаться. И только размышления — монологи, диалоги — превращают её в серьёзный роман, но, чтобы его смог понять сегодняшний зритель, требуется режиссёрское мастерство очень высокого уровня. И Константин Богомолов делает совершенно невероятные вещи — вплетает в классический текст современность, путает все карты, меняет героев местами.
|
---|
Родион Раскольников (Дмитрий Лысенков), Дуня Раскольникова (Мария Зимина), её жених Петр Петрович Лужин (Алексей Ингелевич) |
Так, роль матери Раскольникова, которая так и осталась наивной и чистой душой, играет юная актриса. А Сонечка Мармеладова, которая за свои 18 лет столько пережила, становится и на сцене старше.
|
---|
Соня Мармеладова (Марина Игнатова) и Родион (Дмитрий Лысенков) |
Декорации предельно минималистичны. Акцент сделан на свете: то он пульсирующий красный, то синий (полицейский участок), то становится розовым (комната Сони).
|
---|
Сцена из спектакля Константина Богомолова «Преступление и наказание» (18+) |
Совершенно неожиданна и музыка для этого спектакля. Здесь звучат и знаменитая мелодия из «Служебного романа», и вальс из кинофильма «Мой ласковый и нежный зверь».
— Это будничная история, то, что происходит среди нас каждый день, мы просто не обращаем на это внимание, поэтому «Служебный роман», — поясняет замысел режиссёра Дмитрий Лысенков, исполнитель роли Родиона Раскольникова.
— Мне кажется, что над этим произведением есть некая матрица, которую мы впитали, — это легендарный советский фильм, а молодое поколение, наверное, его знает по сериалу, который вышел 10 лет назад, где Порфирия играл Панин, плюс ещё один источник — картинки из школьных учебников. После главы там всегда идёт небольшая картиночка, чёрная такая, малоприметная гравюра, её мало кто замечает. Но, как выясняется, именно эти гравюры формируют наше представление о русской литературе, — говорит Александр Новиков, исполнитель роли Порфирия Петровича.
И если обычно в «Преступлении и наказании» на первый план как раз выдвигают духовные поиски, муки, страдания, а криминально-бытовую историю оставляют в стороне, то Богомолов поступает как раз наоборот. Акцент делается на криминально-бытовой линии, а все искания и переживания уходят глубоко внутрь героев.
Фрагмент беседы из творческой встречи с артистами, которая состоялась после спектакля:
|
---|
— Есть ощущение, что мы видим не столько Раскольникова, сколько вас, Дмитрия Лысенкова?
— Да, почти одно и то же: убил старушку и пришёл сюда!
— В чём заключался процесс работы над этой ролью?
— Он состоял в том, чтобы разобрать текст без налёта привычного школьного понимания. Мы привыкли к тому, что это что-то исповедально-слёзное, со страстями, а если вчитываться только в текст, где есть описание того, как Раскольникова сотрясает болезнь, окажется, что это очень циничный человек, идеологически даже — фашиствующий элемент. Когда в голом виде звучит этот текст — делить людей на тех, кто достоин жить, и тех, кто не достоин, по-моему, это всё довольно очевидно. Он — серый. Человек не случайно появляется из зала — будничный убийца, подкрепивший своё преступление идеологической базой.
|
---|
Дмитрий Лысенков |
— А как же финал, где он раскаивается в конце?
— Это не преступление и покаяние, а «Преступление и наказание». Если вы прочтёте эпилог, то там будет только намёк на то, что когда-нибудь, возможно, это произойдёт, но это уже тема для другого романа. Покаяния у этого человека нет, таким мы его и играем.
— А духовные поиски героя, которые пытаются передать все картинки из учебников? От них вы совсем отказываетесь или они всё же есть, просто уходят куда-то вглубь?
— Я думаю, что всё-таки есть… Не знаю, насколько я близок в прочтении Достоевского с большинством, но меня очень смущает, когда люди, которые убивают других людей, потом активно верят, колят купола, строят храмы…
Валерий Дегтярь, народный артист России, исполнитель роли Свидригайлова:
— Сколько мы говорим в своей жизни слов? Можно говорить самые жуткие вещи. Мне кажется, нужно поменьше говорить и не торопиться сразу рисовать портрет собеседника, ведь никто не знает, какие мы с собой наедине. Я просто хочу сказать, что нет плохих, нет хороших, есть нормальные люди, которые существуют вокруг.
Александр Новиков, заслуженный артист России, исполнитель роли Порфирия Петровича:
— «Преступление и наказание» — это петербургский роман, это не могло произойти нигде во Вселенной, кроме Петербурга, нужно, чтобы были эти улицы, переулки. Это совершенно одинокие люди. Их общение какое-то формальное, даже когда на сцене двое. По сути способ существования — монологи. И Свидригайлов пытается прокричаться, и мама Раскольникова, но всё это тонет в Петербурге.
Виктор Минков, директор, художественный руководитель театра «Приют комедианта»:
— В нашем «Приюте комедианта» нет постоянного состава. Мы приглашаем режиссёров и актёров, которых хотели бы видеть, из других театров. Собрать всех артистов для «Преступления и наказания» было безумной задачей, потому что они очень востребованы, заняты в других театрах, в кино, но Константин Богомолов говорил, что не видит ни в одном театре того состава, который он бы хотел собрать. Он конкретно называл артистов, которых хотел бы видеть в этих ролях.
Напомним, что в рамках фестиваля «Золотая маска» уже состоялся показ спектакля Евгения Марчелли «Страсти по Фоме», а сам фестиваль в Омске продолжается.
Все фото предоставленя Омским академическим театром драмы