om1.ru
Вахтанговцы в Омске заговорили про пенсии и крушение империи Спектакль, с которого начались большие гастроли московского театра в нашем городе, казалось бы, должен рассказывать о далёком прошлом, но много говорит и о дне сегодняшнем.

Вахтанговцы в Омске заговорили про пенсии и крушение империи

Спектакль, с которого начались большие гастроли московского театра в нашем городе, казалось бы, должен рассказывать о далёком прошлом, но много говорит и о дне сегодняшнем.

«Ромул Великий» — это один день из жизни римского императора. Германцы приближаются к Риму. Префект кавалерии Спурий Тит Мамма скачет без передышки 50 часов, чтобы сообщить ужасные вести, но Ромул не принимает его — он выращивает кур.

Спурий Тит Мамма — Виталийс Семёновс

 


Жизнерадостный и по-детски наивный военный министр Марес предлагает всеобщую мобилизацию, Ромул отказывает ему.


Фабрикант штанов Цезарь Рупф готов заплатить варварам, чтобы они отступили, в обмен на руку дочери императора, Ромул благословения не даёт.


Жена Юлия готовится совершить побег в соседнее государство. Чтобы спастись, император прощается с ней и пьет вино.

Ромул — Владимир Симонов, Юлия — Яна Соболевская

 

Из германского плена возвращается искалеченный жених его дочери Эмилиан и требует: все должны сражаться до последнего, чтобы избежать такой же участи. Император непреклонен. Он не хочет спасать Рим. Он выращивает кур. Ведь новую породу вывести можно, а ход мировой истории изменить нельзя.

Эмилиан — Владимир Логвинов, Рея — Евгения Ивашова.

 

Совершенно невероятно раскрывается образ главного героя. Сначала он кажется бюрократом, затем шутом, и только в конце — философом, которому не нужно ни донесений, ни предложений. Он знает судьбу Рима. Её не изменить, выбор уже сделан в далёком прошлом. Но знает ли он собственную судьбу?

Тема судьбы, рока — ключевая для античной литературы, но почти непонятная для сегодняшнего зрителя. И немецкому писателю ХХ века Фридриху Дюрренматту в своей «неисторической исторической комедии», как он сам обозначил жанр этой пьесы, удалось невероятное: показать, что такое судьба в античном её понимании.
Все, кто хотел спастись от варваров бегством по морю, погибают. А Ромул, который приговорил себя, как и свою империю, к смерти, остаётся жить. Вождь германцев, покорённый его мудростью и величием, готов сам стать его подданным.

 

Но нужно ли это уже Ромулу? И сможет ли он жить после того, как погибла его страна и его родные?
Чтобы донести эту античную историю до зрителя, режиссёр Уланбек Баялиев проделывает ювелирную работу: сочетает в одном спектакле и стилистику масок (все герои, кроме Ромула, гротескно преувеличены, они похожи на маски греческих трагиков), и современный юмор. Шутки про размер пенсии близки и понятны, а лозунги «За свободу и крепостное право!», «За бога и рабство!», «За куроводство и сельское хозяйство!» вполне можно рисовать на плакатах монстрации или любой другой культурно-политической акции. Однако при этом театр не становится политической площадкой, где ещё можно говорить то, что уже почти нигде нельзя. Темы, которые осуждаются здесь, значительно шире.

 

Уланбек Баялиев, режиссёр:
 — Пьеса абсолютно современна. Не потому, что в ней идут переклички с сегодняшним временем. Совпадения происходят. Там решается проблема, быть ли человечеству. Как сложен этот мир, как много в нём мыслей, задумок. И можем ли мы эту многослойность передать, быть сегодня современными. Театр не может жить без времени. Мы не хотим замыкаться в себе. Мы хотим слышать улицу, всё, что происходит.

Гастроли тетра им. Е. Вахтангова продолжатся в Омске до 20 июня. За эти дни москвичи покажут практически весь свой репертуар.

Нашли опечатку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter