Гражданская война. Северную Таврию захватили «красные». Генерал-майор царской армии Чарнота бежит в Крым. Туда же направляются Серафима Корзухина и её спутник приват-доцент Голубков.
«Красные», «белые», «красные». Одна власть сменяет другую. Из Крыма приходится бежать в Константинополь, а оттуда ещё дальше, в Париж.
Происходящее на сцене похоже на кошмар. Кричащие поезда, дым, герои, бегущие от смертельной опасности. События одновременно абсурдны, подобно сну, и трагичны, подобно военной реальности.
Артур Иванов, исполнитель роли генерала Чарноты:
«Бессмысленность войны, гражданской особенно. Когда мы выпускали этот спектакль, он был очень актуальным из-за событий, связанных с Украиной».
|
---|
Образы главных героев создавались в процессе репетиций, с помощью импровизаций, путём проб и ошибок. По внешнему преображению персонажей можно точно понять, что происходит в их душах. Одним из ярких примеров этого является болезнь Хлудова.
Виктор Добронравов, исполнитель роли Хлудова:
«Это практически Кафка. Превращение. Человек сгибается под грузом ответственности и того, что он сотворил. Но он должен был это делать. Это его ломает. Он сходит с ума, потому что с этим невозможно жить».
Режиссёр Юрий Бутусов почти не меняет текст Булгакова. Однако в спектакле звучат стихи Бродского, Маяковского, Довлатова, Володина, которых нет в пьесе.
Леонид Бичевин, исполнитель роли Голубкова:
«Мы никогда не узнаем, как бы Булгаков к этому отнёсся. У каждого зрителя тоже своё видение текста. Есть тут Булгаков или нет? Это очень тонкая грань».
|
---|
Премьера спектакля в театре Вахтангова состоялась в апреле 2015 года. Но из-за большого количества сложных декораций за шесть лет его ни разу не показывали в других регионах.
Виктор Добронравов, исполнитель роли Хлудова:
«Когда поднимается занавес, а там свет, дым, стулья — это производит впечатление.
Люди почему то думают, что сложней всего учить текст. Но это самое простое в нашей работе. Самое сложное — придумывать мир, сделать новую реальность, в которую зритель поверит».
Благодаря сложному визуальному ряду главным в спектакле оказываются совсем не слова, а какая-то особенная мрачная красота персонажей и окружающей их действительности. Словно тяжёлый сон, от которого никак не можешь пробудиться...