Не счесть экранизаций и интерпретаций бессмертного американского романа Джека Лондона «Мартин Иден». Но в этом море-океане картин и постановок фильм Пьетро Марчелли можно с лёгким сердцем назвать жемчужиной.
О чём?
Суровый моряк Мартин — выходец из низов случайно знакомится с девушкой из высшего общества. Бедняк влюбляется в принцессу! Попадая под скромное обаяние буржуазии, моряк решает стать таким же успешным, богатым и образованным. Отныне его жизнь будет посвящена саморазвитию, писательской карьере и выжимаю «из себя раба по капле». Но принесет ли этот путь ему счастье?
Режиссёр Пьетро Марчелли перенес место действия из Америки в Неаполь, поменял имя главной героини, подкорректировал сюжет и сделал тем самым фильм очень далёким от романа. И это спасает картину. Потому что сравнить с текстом происходящее на экране невозможно, да и совершенно не нужно.
|
---|
Пьетро Марчелли начинал с документального кино. Поэтому его игровая картина напоминает хронику XX века. Привычки документалиста отразились в символизме: то кадр с видами бушующего моря, то тонущий корабль, то танцующие дети и прочее. А как он работает с цветокоррекцией! Тона сменяют друг друга, определенные фильтры выделяют важные сюжетные повороты, пленка аутентична и даже заметна зернистость. Это делает фильм эстетически прекрасным, даже если кого-то смущает сюжет и идеологическая составляющая. Можно просто наслаждаться визуалом, как кадрами из прошлого.
До России премьера итальянского «Мартина Идена» дошла только сейчас. Сам фильм вышел в 2019 году и уже успел блеснуть на Венецианском фестивале. Настолько ярко, что исполнитель главной роли Лука Маринелли забрал Венецианского льва из рук Бреда Питта и Хоакина Феникса. И вполне заслуженно.
|
---|
Лука Маринелли дествительно перевоплотился. В жизни актёр типичный красавчик с серьгой в ухе. В фильме строгий, суровый, словно натурщик для пролетарских плакатов с призывами идти на завод. Шрамы на лице, тяжёлый взгляд, серая кожа, волевой подбородок. Режиссёр Пьетро Марчелли не раз заявлял, что вдохновлялся образом Владимира Маяковского. И Лука действительно похож на певца социализма.
|
---|
Кстати, о социализме. Здесь его очень много, и в разговорах о Ленине, и в дискуссиях о революции, и в стачках, и в визуальных образах. Марчелли «не уточняет» время действия. Да, это точно XX век, но непонятно… 30-е? 70-е? 50-е?
И на фоне этого микса из приёмов итальянского кино, свободы американской литературы и коммунистической идеологии мило и нежно поёт Джо Дассен.
Есть у фильма и недостатки. Первое — уж слишком быстро Мартин стал достойным высшего света и своей возлюбленной. А это очень важно для сюжета: слезы, пот и труд. Здесь же слишком стремительно и без должного упорства. Второе — очень много про политику, а уж в кино от неё хочется отдохнуть. И третье — кино своим ограниченным хронометражем «сжирает» много деталей, а для Джека Лондона они были крайне важны. Не зря же он до мелочей описывал ужин Мартина и его походы за продуктами, как и многое другое.
|
---|
Хоть роман и был написан в 1909 году, но его идейный посыл звучит актуально и сегодня. Стар, и млад в своем большинстве хочет статусности во всех её проявлениях: деньги, слава, миллион подписчиков. Многие отчаянно рвутся на этот «Олимп» и довольно часто, сидя в итоге на «золотом троне», чувствуют себя несчастными, разбитыми и разочарованными.
|
---|
Фильм подсвечивает эту идею через киноязык и заставляет задуматься о своих целях. Не навязанных, не принятых, а своих, чтобы потом не пойти ко дну моря страстей человеческих, как тонущий корабль.
Ну и что же в итоге?
«Мартин Иден» образца 2019 года — это тот случай, когда и первоисточник чертовски хорош, и экранизация получилась удачной, но это совершенно разные произведения. Хотя, конечно, не избежать вскриков «А книга лучше!». Тут дело не в качестве книги и фильма, а в совершенно разном подходе. Но лучше один раз увидеть, чем сто раз прочитать эту рецензию.
Это можно сделать в кинотеатре «Слава» с 27 августа. Показ будет идти всего две недели, поэтому настоятельно рекомендуем поторопиться!
Фото: Фото: kinopoisk.ru