om1.ru
Тимоти Шаламе, песчаные черви и психоделики. «Дюна» 2021 года – лучшая экранизация романа-бестселлера Ожидаемая многими экранизация романа Френка Герберта произвела фурор во всём мире. Заслуженно ли это? Разбираемся в рецензии от портала Om1.ru.

Тимоти Шаламе, песчаные черви и психоделики. «Дюна» 2021 года – лучшая экранизация романа-бестселлера

Ожидаемая многими экранизация романа Френка Герберта произвела фурор во всём мире. Заслуженно ли это? Разбираемся в рецензии от портала Om1.ru.
28 сентября 2021, 08:00
рецензия

Сюжет

Режиссёром фильма выступил канадец Дэни Вильнёв, известный такими работами, как «Бегущий по лезвию 2049», «Прибытие» и «Пленницы». Во всех его работах читается индивидуальный визуальный стиль, который выделяется среди других. Прославленный визионер соблюдает баланс между самой историей и её экранизацией.

«Дюна» основывается лишь примерно на половине первой одноимённой книги Фрэнка Герберта. Соответственно, если кино соберёт хорошую кассу, то нам стоит ждать ещё не один фильм в этой фантастической вселенной.

«Дюна» очень неспешная, но не даёт заскучать даже при весомом хронометраже в 2 часа 40 минут. Неспешность в данном случае оправдана и идёт на пользу, ведь главная задача первого фильма — познакомить зрителя с правилами этого мира, которые поданы сквозь призму восприятия оригинального текста самим Вильнёвым.

Кадр из фильма «Дюна»

Кино с этой задачей справилось. Нам показали основной конфликт — противостояния двух домов: Атрейдесов и Харконненов, а также рассказали о ценностях, которыми они движимы. Главное, кино показывает и рассказывает об основных местах действия.

Большая часть событий в фильме происходит на песчаной планете Аракис. Она мало приспособлена к жизни, но обе противоборствующие семьи тянет туда из-за «специй» — самого дорогого сырья во вселенной, которым заправляют корабли для космических полётов. Однако на этой дикой планете есть коренные жители, для которых даже опасные условия не являются преградой, а благородные семьи скорее вызывают у них раздражение и презрение. Фримены — люди, которые вдоль и поперёк знают Аракис и живут обособленно от других народов. Даже огромные песчаные черви Шай-Хулуды для них не помеха. Эти же фримены не очень охотно желают отдавать специи, ведь ради них пришельцы лишний раз тревожат их территорию и подземных червей. Плюс этот народ очень любит употреблять эти специи внутрь для «расширения сознания», это часть их культуры.

Кадр из фильма «Дюна»

Главный персонаж — Пол Атрейдес, подросток которого сыграл Тимоти Шаламе. Он должен стать новым правителем, достойной заменой своему отцу. Но, как положено в любой подобной схеме, парень быть правителем не хочет, вдобавок к этому он избранный и видит будущее во снах. Он очень образован, знает боевые искусства, несколько языков. Его очень привлекает культура фрименов и он всячески стремится вступить с ними в контакт. Этого контакта он добивается после некоторых драматических событий. Финал. Да, на этом фильм кончается. Можете не считать это спойлером, ведь описание сюжета в этой рецензии — лишь скелет, мясо — сам фильм, который вам определённо стоит посмотреть и узнать во всех подробностях всё великолепие, которое выдал на экран Дэни Вильнёв.

Важно отметить, что Вильнёв сделал большой акцент на мотиве экологии. Своим фильмом он критикует чересчур агрессивный капитализм, который способен высосать все соки из некогда процветающей планеты.

Актёры

Стоит подробнее рассказать о Тимоти Шаламе. В последние пару лет он находится на пике своей популярности. Можно долго дискутировать о его актёрских способностях, но те, кто читал книгу, представляли Пола Атрейдеса совсем иначе. Вильнёв в одном из интервью ответил так на вопрос о поиске актёра на эту роль:

«А зачем искать? Тимоти Шаламе — вот и всё. Никаких других вариантов. Он очень вдумчивый, и это видно по его глазам. А Пол как раз интеллектуал, который может засомневаться, пересмотреть отношение к миру и принять новую реальность».

Вероятно, режиссёр знал, что молодой актёр со смазливым личиком привлечёт в кинозалы новую аудиторию, не знакомую ни с оригиналом, ни со другими экранизациями, но знакомую с Шаламе, поэтому смотрится он на экране терпимо и такой кастинг оправдан. Хотя местами Тимоти довольно деревянный.

Кадр из фильма «Дюна»

Родителей Пола играют Реббека Фёргусон (которая играла в недавних «Воспоминаниях») и Оскар Айзек. Сказать, что выбор отличный — значит не сказать ничего. Эти актёры ещё не успели приесться зрителю, а значит смотрятся свежо и интересно, играют хорошо.

Кадр из фильма «Дюна»

Джейсон Мамоа очень хорошо встал на роль некого старшего брата-наставника для главного героя. Без бороды смотрится довольно непривычно, но не менее фактурно, чем с ней.
Главного злодея Владимира играет великолепный Стеллан Скарсгард. Стоит ли говорить о том, что, чтобы сыграть такого отталкивающего антагониста, нужно обладать недюжинным талантом? Вот мы и не будем.

Зендаи в фильме мало и говорить о её актёрском перформансе в этом фильме смысла нет. Она ещё себя проявит в сиквелах, если таковые будут.

Музыка

Можно сказать два слова, и вы всё поймёте: Ханс Циммер. Львиную долю атмосферы фильма создаёт музыка. Для «Дюны» композитор использовал нетипичные инструменты, некоторые даже придумал сам. Для вокалисток даже был создан собственный новый язык. Всё это сделано для того, чтобы достоверно передать дух дикой планеты.

Дизайн мира

Визуальный стиль фильма мало на что похож. Он сочетает в себе технологичность, функциональность, но в то же время всё это сочетается с некой средневековой или даже античной эстетикой в архитектуре. Костюмы очень красивые и стильные. Это касается и брони, и официальной, и парадной одежды народов этой вселенной.

Кадр из фильма «Дюна»

Дизайн строений и космических кораблей не даёт оторвать глаз. Здания безумно масштабные, замки, комнаты и прочие помещения выполнены в индивидуальном стиле и дают зрителю представление о вкусах и культуре той или иной «фракции» этого мира. Летательные аппараты титанических и не слишком размеров завораживают. Чего стоит только вертолёт, похожий на стрекозу, или корабль, который очень похож на омскую достопримечательность.

1984 vs. 2021

Экранизация «Дюны» 1984 года воспринимается в обществе кинолюбов довольно диссонансно. Кто-то её любит, кто-то плюётся. Но нельзя отрицать, что фильм на то время получился самобытным и необычным. Дэвид Линч визуализировал роман Герберта как некий трип. Хотя многие считают, что до тех же «Звёздных войн» 1977 года он не дотянул ни по спецэффектам, ни по интересу зрителей.

Однако можно с уверенностью сказать, что новая «Дюна» — совершенно другой фильм, со своими идеями и своими целями. Он более складный и структурированный. Но несмотря на их различия, каждый найдёт для себя что-то своё в каждой из экранизаций.

Итог

Фильм определённо стоит внимания и получает заслуженные 9 баллов из 10. Не пожалейте времени и обязательно посмотрите его в кино. Ещё лучше вы проведёте время, если сходите на сеанс в кинотеатры «Первомайский» или «Славу».

Нашли опечатку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter