«Свадьба Кречинского» — знаковая пьеса. Первый показ прошел в Малом театре, второй –в Александринском. Она была в репертуаре и драматических коллективов и театров музыкальной комедии. Экранизирована как в немом кино, так и в советских фильмах.
Одна из причин такой популярности — лихо закрученный сюжет. Страстный игрок, доведенный до банкротства, решает поправить свои дела выгодной женитьбой на дочери зажиточного помещика. Невеста безумно влюблена в красавца, который прекрасно держит себя в высшем обществе. Однако у него нет денег не только на свадьбу, но даже на то, чтобы заплатить за дрова или отдать долги.
|
---|
Но чем эта история может быть интересна сегодня?
Сословные ограничения сняты, схемы обмана не так изящны, осуждения света вряд ли кто-то боится?
Первое впечатление — театр играет в театр. Актёры, которым знакомы самые современные постановки, со сложными решениями, переплетением разных пластов текста и смешением времён, просто представили, как бы они играли, если бы жили, скажем, 150 лет назад.
И, без сомнения, эта постановка стала бы событием.
|
---|
Легко представить целую вереницу поклонников с пышными букетами, которые выстраивались бы в очередь, чтобы подарить их очаровательной Лидочке. Хотя Мария Токарева сыграла этот образ не только легко и весело, но и иронично. Её Лидочка — все время в слезах. И радость от, казалось бы, взаимного чувства и боязнь потерять жениха вызывают в ней одинаково сильные, а потому забавные для зрителя эмоции.
О Кречинском написали бы длинные статьи в литературных журналах, размышляя, кто же он такой — беспощадный злодей, для которого вся жизнь только игра или жертва обстоятельств? Человек, всю жизнь балансирующий на грани, чтобы вести привычный образ жизни и не упасть в долговую яму?
И Руслан Шапорин исследует все грани образа. Из салонного красавца с поставленным голосом в стиле раннего МХТ превращается чуть ли не в графа Дракулу, который готов скрутить, подчинить и, кажется, даже убить всех, кто оказался в его власти.
|
---|
А перепады интонаций — от нарочито театрального к буднично-бытовому и безмерное обаяние Валерия Алексеева (Расплюев), улыбка Валерии Прокоп (Атуева), ирония и искренность Сергея Оленберга (Муромский) и неожиданно бурный, эмоциональный монолог Николая Михайлевского (Бек, Ростовщик) — это классика на все времена. Тот секретный ингредиент, который может сделать живой и понятной любую пьесу любой эпохи.
|
---|
В пьесе есть вопросы, которые не потеряли своей актуальности спустя десятилетия после написания. Например, на что можно пойти, чтобы сохранить свое место в этом мире? Или вечное — что же такое любовь — когда сердце остановилось и не бьется — или готовность идти до конца, принять человека, даже если он не такой, каким казался сначала?
Возможно, поэтому спектакли по текстам русской классики востребованы у омского зрителя, а потому регулярно пополняют репертуар театра. Они красочные, легкие, кассовые.
Однако, если текст прошел проверку временем, это еще не означает, что спектакль будет интересен всем.
В пьесе есть вещи, которые сегодня просто не понять, если предварительно не прослушать несколько хороших лекций. Так, мнение света сейчас кажется ничего не значащей формальностью. Какая разница, что будут думать о тебе другие, если можно просто взять и уехать в другой город, найти другую работу и знакомых? А вот если вся жизнь сосредоточена только в двух городах — Москве и Санкт-Петербурге, и все культурные люди хорошо друг друга знают, выбор — жизнь по правилам общества или быть отвергнутым ими — выглядит иначе.
Понятия приличий, чести и бесчестия, заметно сместились, поэтому ставить русскую классику, так чтобы она проникала в самое сердце, а не казалась музейным экспонатом — сложная задача.
|
---|
Удалось ли с ней справиться Александру Кузину? Считаем, что навязывать свое мнение неверно, а поэтому предлагаем ответить на этот вопрос для себя после просмотра спектакля.
Ближайший показ 14 ноября. Возрастное ограничение 16+.