om1.ru
Театр играет в театр или «та самая классика»? В Омской драме поставили «Свадьбу Кречинского» В комедии, которая была написана в 1854 году, режиссёр Александр Кузин не изменил ни слова.

Театр играет в театр или «та самая классика»? В Омской драме поставили «Свадьбу Кречинского»

В комедии, которая была написана в 1854 году, режиссёр Александр Кузин не изменил ни слова.
3 ноября 2021, 03:49
рецензия

«Свадьба Кречинского» — знаковая пьеса. Первый показ прошел в Малом театре, второй –в Александринском. Она была в репертуаре и драматических коллективов и театров музыкальной комедии. Экранизирована как в немом кино, так и в советских фильмах.
Одна из причин такой популярности — лихо закрученный сюжет. Страстный игрок, доведенный до банкротства, решает поправить свои дела выгодной женитьбой на дочери зажиточного помещика. Невеста безумно влюблена в красавца, который прекрасно держит себя в высшем обществе. Однако у него нет денег не только на свадьбу, но даже на то, чтобы заплатить за дрова или отдать долги.

 


Но чем эта история может быть интересна сегодня?
Сословные ограничения сняты, схемы обмана не так изящны, осуждения света вряд ли кто-то боится?


Первое впечатление — театр играет в театр. Актёры, которым знакомы самые современные постановки, со сложными решениями, переплетением разных пластов текста и смешением времён, просто представили, как бы они играли, если бы жили, скажем, 150 лет назад.
И, без сомнения, эта постановка стала бы событием.

Легко представить целую вереницу поклонников с пышными букетами, которые выстраивались бы в очередь, чтобы подарить их очаровательной Лидочке. Хотя Мария Токарева сыграла этот образ не только легко и весело, но и иронично. Её Лидочка — все время в слезах. И радость от, казалось бы, взаимного чувства и боязнь потерять жениха вызывают в ней одинаково сильные, а потому забавные для зрителя эмоции.

О Кречинском написали бы длинные статьи в литературных журналах, размышляя, кто же он такой — беспощадный злодей, для которого вся жизнь только игра или жертва обстоятельств? Человек, всю жизнь балансирующий на грани, чтобы вести привычный образ жизни и не упасть в долговую яму?

И Руслан Шапорин исследует все грани образа. Из салонного красавца с поставленным голосом в стиле раннего МХТ превращается чуть ли не в графа Дракулу, который готов скрутить, подчинить и, кажется, даже убить всех, кто оказался в его власти.

 

А перепады интонаций — от нарочито театрального к буднично-бытовому и безмерное обаяние Валерия Алексеева (Расплюев), улыбка Валерии Прокоп (Атуева), ирония и искренность Сергея Оленберга (Муромский) и неожиданно бурный, эмоциональный монолог Николая Михайлевского (Бек, Ростовщик) — это классика на все времена. Тот секретный ингредиент, который может сделать живой и понятной любую пьесу любой эпохи.

 

 

В пьесе есть вопросы, которые не потеряли своей актуальности спустя десятилетия после написания. Например, на что можно пойти, чтобы сохранить свое место в этом мире? Или вечное — что же такое любовь — когда сердце остановилось и не бьется — или готовность идти до конца, принять человека, даже если он не такой, каким казался сначала?

Возможно, поэтому спектакли по текстам русской классики востребованы у омского зрителя, а потому регулярно пополняют репертуар театра. Они красочные, легкие, кассовые.


Однако, если текст прошел проверку временем, это еще не означает, что спектакль будет интересен всем.

В пьесе есть вещи, которые сегодня просто не понять, если предварительно не прослушать несколько хороших лекций. Так, мнение света сейчас кажется ничего не значащей формальностью. Какая разница, что будут думать о тебе другие, если можно просто взять и уехать в другой город, найти другую работу и знакомых? А вот если вся жизнь сосредоточена только в двух городах — Москве и Санкт-Петербурге, и все культурные люди хорошо друг друга знают, выбор — жизнь по правилам общества или быть отвергнутым ими — выглядит иначе.
Понятия приличий, чести и бесчестия, заметно сместились, поэтому ставить русскую классику, так чтобы она проникала в самое сердце, а не казалась музейным экспонатом — сложная задача.

 

Удалось ли с ней справиться Александру Кузину? Считаем, что навязывать свое мнение неверно, а поэтому предлагаем ответить на этот вопрос для себя после просмотра спектакля.
Ближайший показ 14 ноября. Возрастное ограничение 16+.

Хочешь чаще читать новости Om1.ru? Нажми "Добавить в избранные источники Дзен.Новостей".
Нашли опечатку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter