Журналист портала Om1.ru сравнила постановку и произведение и выяснила, что изменил режиссёр.
О чём спектакль?
Семья фотографа Мартина Берга живёт скромной жизнью. Идиллию разрушает друг детства главного героя — богач Томас Верле. Он раскрывает герою главную тайну — его супруга работала экономкой в доме его отца. Именно с ней старик изменил супруге, которая впоследствии покончила с собой.
Выясняется, что Хильда, дочь Берга, страдающая аутизмом, биологически родная господину Верле. Узнав от друга эту тайну, герой встаёт перед выбором: остаться в семье или уйти строить новую жизнь, без лжи.
Параллельно Мартин снимает документальный фильм, где рассказывает о наиболее ярких моментах из жизни дочери. Кадры из него показывают на экране, позади актёров спектакля.
История практически полностью повторяет оригинал пьесы Генрика Ибсена «Дикая утка» с поправкой на современность. Добавляет драмы то, что, в отличие от произведения норвежского драматурга, Тимофей Кулябин решил сделать Хильду, дочь главного героя, ребёнком, страдающим аутизмом.
Не соответствуют времени
Действия спектакля разворачиваются в Осло, Норвегия, XXI века. Оригинальные герои Ибсена проживали в XVIII веке. По словам режиссёра Тимофея Кулябина, перенести историю в наши дни необходимо, для того чтобы зрители лучше понимали происходящее, понимали героев.
Но герои не выглядят типичными представителями первой четверти XXI века. Они, скорее, напоминают людей конца XX века. 16-летняя Хильда, дочь главного героя, в начале спектакля увлечена чтением книги. Рядом с ней не заметно смартфона или другой техники, с которой не расстаются современные нам подростки. Из гаджетов в целом на сцене фигурируют только камеры — главный герой Мартин Берг занимается фотосъёмкой и параллельно создаёт документальный фильм.
Компьютеров, смартфонов, наушников, электронных книг и других привычных современному человеку приспособлений, без которых он не представляет жизнь, на сцене не оказалось.
Костюмы актёров максимально нейтральны. Семья Берг выглядит скромно — Герберт одет в свитер и джинсы, его супруга Гина — в скромную юбку с блузкой, Хильда — в пижаму или домашний костюм. Отец фотографа всё время носит охотничью форму в память о временах, когда он работал, до того как его посадили за грехи хозяина.
Семья Верле выглядит согласно статусу — мужская половина в смокингах, женская — в дорогих платьях с меховой накидкой и жемчугом.
Явных отсылок к моде того или иного времени в спектакле не наблюдается.
Тонкая работа актёров
Актёры ярко передали характер персонажей. Андрей Черных в строгом костюме и с едким сарказмом в голосе отразил суть характера циничного и жадного коммерсанта Верле, Павел Поляков — молодого, неопытного идеалиста и борца за правду Томаса Верле.
Заслуженный артист России Владимир Лемешонок представил ироничного старого охотника, слегка выжившего из ума и охотящегося на игрушечных животных на собственном чердаке.
Ирина Кривонос сыграла неуверенную в себе Гину, которая боится, что тайна её прошлого раскроется и разрушит то, что она годами строила.
Особого внимания достойна Луиза Русанова, которая натурально передала поведение 16-летнего ребёнка с особенностями. В её поведении отслеживаются все признаки: она фиксирует взгляд на предметах, а не людях, реагирует на громкость или яркость, спокойным тоном до неё донести что-либо невозможно, прослеживаются монотонные движения (раскачивания, вращение рук), нервные жесты. Чаще находится в одиночестве, играет сама с собой или читает.
Фильм-спектакль: удобно ли это?
Одной из основных частей сюжета стало создание документального фильма о Хильде, которым занимается Мартин Берг. Ему господин Верле помог организовать студию, чтобы тот начал заниматься фотографией. И мужчина решил запечатлеть процесс воспитания ребёнка с особенностями.
На заднем фоне, за актёрами, демонстрируют кадры из картины. По словам Тимофея Кулябина, снят полноценный фильм на отдельной площадке, где воссоздана квартира семьи Берг.
Действительно, многие кадры полностью совпадали с действиями актёров и шли параллельно. Иногда происходило иначе — на экране демонстрируют комнату, которой нет на сцене. В таком случае зрителю сложно воспринимать оба действия одновременно. К тому же на записи нет звука. Иногда видно, что актёры что-то говорят, но смысл понять невозможно. Из-за этого возникают дополнительные вопросы к автору сценария. Создаётся впечатление, что зритель упускает что-то важное.
С другой стороны, в моментах, когда действия дублируются, можно на видео крупным планом разглядеть эмоции актёров. Со сцены этого практически не видно, особенно зрителям с плохим зрением. Поэтому благодаря ролику за игрой артистов наблюдать интереснее.
Как изменились отношения героев?
Взаимоотношения в семье и атмосфера совершенно не похожи на то, что передавал Генрик Ибсен. Это связано с тем, что действия перенесены в наши дни. Если в оригинале Гина оказывалась в зависимом положении от Мартина и не могла лишний раз сказать и слова, то у Кулябина она начала высказывать своё мнение. Хоть женщина по-прежнему не работает из-за необходимости присматривать за ребёнком, но она сама может решать финансовые вопросы, советовать супругу, спорить.
Режиссёр уверял, что это тоже один из способов осовременить постановку. В XXI веке редко, по его словам, можно встретить семью, живущую по традиционному укладу. Поэтому отход от патриархальных канонов позволяет сделать героев ближе к привычным зрителю людям.
Стиль речи тоже отличается. Нет длинных, витиеватых предложений, архаичной лексики. Язык органично вписан в окружающую атмосферу, при этом полностью передаёт смыслы и характеры героев, которые вкладывал Ибсен.
Открытый финал, или всё очевидно
Финал в пьесе и спектакле несколько отличается. Мартин в обоих случаях уходит из семьи, когда узнаёт, что дочь не его. В случае постановки история становится драматичнее — Берг показывает, что устал воспитывать больного ребёнка. Но в конце всё-таки возвращается в день рождения Хильды, чтобы завершить фильм и подарить имениннице подарок. Гина обвиняет его, что документальная картина ему важнее живой девочки, и он пришёл только ради творческого проекта.
Он отрицает этот факт, но бывшая супруга не верит. В конце Хильда берёт хлопушку и отправляется на чердак, чтобы принести дикую утку, с которой она «дружила», чтобы посадить её с собой за стол. Раздаётся хлопок. Непонятно, выстрел это или хлопушка. Погибает ли героиня? Символично, что параллельно с громким звуком Берг говорит Гине на эмоциях «Нет у меня больше дочери». Что произошло на самом деле, предстоит додумать зрителю.
В оригинале же финал однозначный — девушка идёт на чердак, чтобы застрелить утку, на которую, по её мнению, злится отец, но случайно попадает в себя.
В итоге зрители видят драматичную историю воспитания девочки-аутиста, от которой щемит сердце, параллельно с этим развивается семейная драма, которая заставляет персонажей вернуться в прошлое и вскрыть старые раны. Если в оригинале основное действие развивается вокруг того, что герой растит неродного ребёнка, то здесь акцент на сложностях проживания с особенной девочкой и моральная дилемма — насколько правильно, спустя 16 лет, бросить больную дочь с её матерью, и имеет ли право герой отказаться от обременяющего его груза, строить собственное счастье на обломках разрушенных жизней.
Напомним, ранее журналист портала Om1.ru проанализировал фильм «Дом Gucci».
Читайте нас «ВКонтакте»!
Фото: театр «Красный факел»