om1.ru
Другое время и яркая игра: рецензия Om1.ru о фильме-спектакле новосибирского режиссёра Тимофея Кулябина И жили они долго и счастливо, пока их идиллии не помешали. Молодой богач Томас Верле решил раскрыть старому другу тайну, которая перевернула всю жизнь героя. Именно это стало центральной темой скандала нового спектакля «Дикая утка» новосибирского режиссёра Тимофея Кулябина. Премьера прошла 18 декабря в театре «Красный факел». Оригинал истории — одноимённая пьеса норвежского драматурга Генрика Ибсена.

Другое время и яркая игра: рецензия Om1.ru о фильме-спектакле новосибирского режиссёра Тимофея Кулябина

И жили они долго и счастливо, пока их идиллии не помешали. Молодой богач Томас Верле решил раскрыть старому другу тайну, которая перевернула всю жизнь героя. Именно это стало центральной темой скандала нового спектакля «Дикая утка» новосибирского режиссёра Тимофея Кулябина. Премьера прошла 18 декабря в театре «Красный факел». Оригинал истории — одноимённая пьеса норвежского драматурга Генрика Ибсена.

Журналист портала Om1.ru сравнила постановку и произведение и выяснила, что изменил режиссёр.

О чём спектакль?

Семья фотографа Мартина Берга живёт скромной жизнью. Идиллию разрушает друг детства главного героя — богач Томас Верле. Он раскрывает герою главную тайну — его супруга работала экономкой в доме его отца. Именно с ней старик изменил супруге, которая впоследствии покончила с собой.

Выясняется, что Хильда, дочь Берга, страдающая аутизмом, биологически родная господину Верле. Узнав от друга эту тайну, герой встаёт перед выбором: остаться в семье или уйти строить новую жизнь, без лжи.

Параллельно Мартин снимает документальный фильм, где рассказывает о наиболее ярких моментах из жизни дочери. Кадры из него показывают на экране, позади актёров спектакля.
История практически полностью повторяет оригинал пьесы Генрика Ибсена «Дикая утка» с поправкой на современность. Добавляет драмы то, что, в отличие от произведения норвежского драматурга, Тимофей Кулябин решил сделать Хильду, дочь главного героя, ребёнком, страдающим аутизмом.

Не соответствуют времени

Действия спектакля разворачиваются в Осло, Норвегия, XXI века. Оригинальные герои Ибсена проживали в XVIII веке. По словам режиссёра Тимофея Кулябина, перенести историю в наши дни необходимо, для того чтобы зрители лучше понимали происходящее, понимали героев.
Но герои не выглядят типичными представителями первой четверти XXI века. Они, скорее, напоминают людей конца XX века. 16-летняя Хильда, дочь главного героя, в начале спектакля увлечена чтением книги. Рядом с ней не заметно смартфона или другой техники, с которой не расстаются современные нам подростки. Из гаджетов в целом на сцене фигурируют только камеры — главный герой Мартин Берг занимается фотосъёмкой и параллельно создаёт документальный фильм.

Компьютеров, смартфонов, наушников, электронных книг и других привычных современному человеку приспособлений, без которых он не представляет жизнь, на сцене не оказалось.

Костюмы актёров максимально нейтральны. Семья Берг выглядит скромно — Герберт одет в свитер и джинсы, его супруга Гина — в скромную юбку с блузкой, Хильда — в пижаму или домашний костюм. Отец фотографа всё время носит охотничью форму в память о временах, когда он работал, до того как его посадили за грехи хозяина.

Семья Верле выглядит согласно статусу — мужская половина в смокингах, женская — в дорогих платьях с меховой накидкой и жемчугом.

Явных отсылок к моде того или иного времени в спектакле не наблюдается.

Тонкая работа актёров

Актёры ярко передали характер персонажей. Андрей Черных в строгом костюме и с едким сарказмом в голосе отразил суть характера циничного и жадного коммерсанта Верле, Павел Поляков — молодого, неопытного идеалиста и борца за правду Томаса Верле.

Заслуженный артист России Владимир Лемешонок представил ироничного старого охотника, слегка выжившего из ума и охотящегося на игрушечных животных на собственном чердаке.

Ирина Кривонос сыграла неуверенную в себе Гину, которая боится, что тайна её прошлого раскроется и разрушит то, что она годами строила.

Особого внимания достойна Луиза Русанова, которая натурально передала поведение 16-летнего ребёнка с особенностями. В её поведении отслеживаются все признаки: она фиксирует взгляд на предметах, а не людях, реагирует на громкость или яркость, спокойным тоном до неё донести что-либо невозможно, прослеживаются монотонные движения (раскачивания, вращение рук), нервные жесты. Чаще находится в одиночестве, играет сама с собой или читает.

Фильм-спектакль: удобно ли это?

Одной из основных частей сюжета стало создание документального фильма о Хильде, которым занимается Мартин Берг. Ему господин Верле помог организовать студию, чтобы тот начал заниматься фотографией. И мужчина решил запечатлеть процесс воспитания ребёнка с особенностями.

На заднем фоне, за актёрами, демонстрируют кадры из картины. По словам Тимофея Кулябина, снят полноценный фильм на отдельной площадке, где воссоздана квартира семьи Берг.

Дарья Мелехова
журналист

Действительно, многие кадры полностью совпадали с действиями актёров и шли параллельно. Иногда происходило иначе — на экране демонстрируют комнату, которой нет на сцене. В таком случае зрителю сложно воспринимать оба действия одновременно. К тому же на записи нет звука. Иногда видно, что актёры что-то говорят, но смысл понять невозможно. Из-за этого возникают дополнительные вопросы к автору сценария. Создаётся впечатление, что зритель упускает что-то важное.

С другой стороны, в моментах, когда действия дублируются, можно на видео крупным планом разглядеть эмоции актёров. Со сцены этого практически не видно, особенно зрителям с плохим зрением. Поэтому благодаря ролику за игрой артистов наблюдать интереснее.

Как изменились отношения героев?

Взаимоотношения в семье и атмосфера совершенно не похожи на то, что передавал Генрик Ибсен. Это связано с тем, что действия перенесены в наши дни. Если в оригинале Гина оказывалась в зависимом положении от Мартина и не могла лишний раз сказать и слова, то у Кулябина она начала высказывать своё мнение. Хоть женщина по-прежнему не работает из-за необходимости присматривать за ребёнком, но она сама может решать финансовые вопросы, советовать супругу, спорить.

Режиссёр уверял, что это тоже один из способов осовременить постановку. В XXI веке редко, по его словам, можно встретить семью, живущую по традиционному укладу. Поэтому отход от патриархальных канонов позволяет сделать героев ближе к привычным зрителю людям.

Стиль речи тоже отличается. Нет длинных, витиеватых предложений, архаичной лексики. Язык органично вписан в окружающую атмосферу, при этом полностью передаёт смыслы и характеры героев, которые вкладывал Ибсен.

Открытый финал, или всё очевидно

Финал в пьесе и спектакле несколько отличается. Мартин в обоих случаях уходит из семьи, когда узнаёт, что дочь не его. В случае постановки история становится драматичнее — Берг показывает, что устал воспитывать больного ребёнка. Но в конце всё-таки возвращается в день рождения Хильды, чтобы завершить фильм и подарить имениннице подарок. Гина обвиняет его, что документальная картина ему важнее живой девочки, и он пришёл только ради творческого проекта.

Он отрицает этот факт, но бывшая супруга не верит. В конце Хильда берёт хлопушку и отправляется на чердак, чтобы принести дикую утку, с которой она «дружила», чтобы посадить её с собой за стол. Раздаётся хлопок. Непонятно, выстрел это или хлопушка. Погибает ли героиня? Символично, что параллельно с громким звуком Берг говорит Гине на эмоциях «Нет у меня больше дочери». Что произошло на самом деле, предстоит додумать зрителю.

В оригинале же финал однозначный — девушка идёт на чердак, чтобы застрелить утку, на которую, по её мнению, злится отец, но случайно попадает в себя.

В итоге зрители видят драматичную историю воспитания девочки-аутиста, от которой щемит сердце, параллельно с этим развивается семейная драма, которая заставляет персонажей вернуться в прошлое и вскрыть старые раны. Если в оригинале основное действие развивается вокруг того, что герой растит неродного ребёнка, то здесь акцент на сложностях проживания с особенной девочкой и моральная дилемма — насколько правильно, спустя 16 лет, бросить больную дочь с её матерью, и имеет ли право герой отказаться от обременяющего его груза, строить собственное счастье на обломках разрушенных жизней.

Напомним, ранее журналист портала Om1.ru проанализировал фильм «Дом Gucci».

Читайте нас «ВКонтакте»!

Фото: театр «Красный факел»
Хочешь чаще читать новости Om1.ru? Нажми "Добавить в избранные источники Дзен.Новостей".
Нашли опечатку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter