— Дрессировщики, которые работают с хищниками, обычно выглядят максимально брутально. Они подчиняют себе животных: заставляют прыгать через огненное кольцо, сидеть по струнке. Вы кажетесь хрупкой и нежной, и ваш номер выглядит иначе, он больше похож на танец с животными. Как получился такой жанр?
— Во многом то, что мы делаем, это эксперимент, мы пробуем новые методы. Мы к этому пришли вслед за нашими тиграми. Мы не стремились показать, какой дрессировщик гениальный, что сумел научить их, а хотели показать их самих, насколько они гениальные и прекрасные, какие у них есть возможности, насколько они могут быть милыми или вредными. Это гораздо ценнее для нас, поэтому мы себя не называем дрессировщиками, мы тренеры белых тигров.
" data-fulltext="
— Тигры чувствуют музыку?
— Да. Они очень хорошо запоминают, что нужно под неё делать, и, если у нас есть какой-то музыкальный фрагмент, мы уже не можем его больше использовать в других выступлениях. Они запоминают картинки, свет, наши позиции — кто где стоит. У них очень хорошая память. Даже бывает, что мы можем не заметить какую-то вещь, а для них важно всё. Например, один раз мы анализировали, в чём наша ошибка, почему тигр не пошёл на трюк. А оказалось, что я обошла его не с той стороны. Он уже привык, для него это важно.
— В цирке обычно работают династии, вы из цирковой семьи?
— У нас объединились две династии — Федотовы и Нестеровы. Мама — Федотова, папа — Нестеров. Дедушки, бабушки, сёстры, дяди, тёти — все связаны с цирком. Есть акробаты, воздушные гимнасты. Сестра ездила на фестиваль в Монте-Карло с лошадьми, завоевала там золотую награду, привезла в Россию. Родители работали с экзотическими животными: зебрами, верблюдами и многими другими животными. От родителей этот номер перешёл к моему двоюродному брату и его жене. Сейчас они с ним выступают. А мама работает только с носорогом.
Белые тигры — это мечта папы. Он сейчас выступает со старшей группой. Несколько лет назад они завоевали в Монте-Карло серебряную награду. А тигры, с которыми мы сейчас выступаем, — дети его тигров. Они все молодые, самой старшей недавно только шесть лет исполнилось. Им ещё учиться и учиться.
|
---|
Елена Федотова сейчас работает в этой же программе вместе с носорогом Мафом |
— Получается, что это папа научил вас находить общий язык с хищниками?
|
---|
Алиса Нестерова впервые вышла на арену с номером с собаками |
— Я не могу сказать, что меня кто-то учил, потому что я свой путь начала с дрессуры собак, 15 лет работала с ними. Была ещё воздушной гимнасткой. Когда родились тигрята, я сначала сказала, что не хочу с ними работать. А Алексей (Алексей Поручаев, партнёр по номеру. — Прим. ред.) сказал: «Я бы попробовал». И меня сначала попросили ему помочь, подстраховать, но так получилось, что мы вместе стали заниматься, поделили тигров на команды, и получился этот номер. Я не хотела не потому, что боялась, а потому, что знала, насколько это тяжело. Это вся твоя жизнь. Мы всегда с ними. Это огромная ответственность. У меня в неделю один выходной, один и у Алексея. И отпуск только две недели, второй тренер остаётся с животными.
— Ваши тигры ручные? Вы их вырастили и выкормили сами?
— Еремея выкармливала мама тиргица, а вот Анфиса родилась первой, и у её матери молоко пропало. Мы её вытягивали, родители день и ночь были рядом, как с маленьким ребёнком.
|
---|
— С таким тигром потом легче работать?
— Нет. Мне кажется, с ручными даже сложнее. Они контактные, но уже избалованные. «Что вы мне это показываете? Не хочу!» У животных, которые растут вдали от человека, есть инстинкты, которые можно подкреплять. А с нашими бывает невозможно о чём-то договориться. Они балованные, любимые дети.
|
---|
Летом тигры живут в вольере с бассейном, который Алиса купила на средства, полученные от продаж сувенирной продукции |
— Белые тигры отличаются от обычных по характеру?
— Белые тигры сами по себе очень сложные. Они инертные, странные, себе на уме, загадочные, часто меняется настроение. Магнитные бури, гормональные какие-то вещи — на них всё влияет. Много факторов влияет на их состояние. До них трудно доносить информацию. Они не умеют долго концентрироваться на чём-то, больше десяти минут их нельзя ничему учить. Привычки очень долго формируются, а все обучение построено на них. Если я поднимаю руку, они садятся на задние лапы.
— Как происходит процесс воспитания?
— При помощи кликеров, их используют при дрессировке собак. Если она всё сделала правильно, то слышит щелчок и получает лакомство. А с тиграми мы также используем свисток и таргет-тренинг — небольшую мишень на палочках, кружочек, которым мы им показываем маршрут. Их главная задача — прикоснуться к нему носом. Благодаря этому мы можем и вальсы делать, и много всего другого. Когда тигр выходит на манеж, он точно знает, какой маршрут ему нужно пройти. Есть уже моменты, где мы их отпускаем. Вот есть момент, когда тигрица прыгает с тумбы на тумбу через другую тигрицу. Раньше нужно было с ней идти, показывать. Сейчас она сама всё делает. Она знает маршрут, чётко его выполняет, и со временем можно будет сделать просто взмах руки или какой-то красивый жест, и они сами всё сделают. Просто это очень долго.
|
---|
— Во время каникул в цирке идёт два представления в день, а в обычные — по одному. Сложно ли вашим подопечным было менять график?
— Да, они уже привыкли к одному ритму: выступление, потом сразу домой спать, потом ужинать. Они чётко чувствуют время, поэтому, чтобы этот режим разбавить, мы кормим их ещё и между выступлениями, после у них обязательный сон-час, чуть ближе к их выходу мы их начинаем потихоньку будить. Они поленятся, сходят в туалет, водички попьют и выходят выступать. А потом снова отдыхать и ужинать. Кстати, есть распространённый миф: говорят, чтобы животное хорошо выступало, оно должно быть голодным. Категорически нет. Голодное животное — это злое животное. Неусидчивое, некоординированное. У людей то же самое: когда мы голодны, то испытываем стресс, злость. Учиться и работать в этот момент мы точно не готовы.
— Бывали у вас случаи, что вы не находили общий язык с тиграми и они ранили или царапали вас?
— Без этого никак. Но это всегда наша ошибка. С Котом была такая ситуация. У него не было настроения, а мне нужно было его погладить. Нужно было мне спросить: «Что у тебя с настроением не так?» Он мне ответил, я поняла. Больше не лезу. Если животное раздражено, в такой момент лучше оставить его в покое.
— В финале вашего номера есть такой момент, когда последний уходящий с манежа тигр должен перепрыгнуть через кольцо, но он этого не делает. Почему?
— Это обманка. Когда мы работаем с тиграми, нам легче шутить и смеяться. Они как люди: у них эмоции, отношения, обиды. И нам очень нравится в манеже показывать их поведение: какими они бывают неуклюжими, непослушными, капризными. Бывает, они не садятся на тумбу, а растекаются по ней. Им так удобно. Бывает Пельмешка — это мы так Лизель называем, она самая полненькая у нас — выходит, пять минут посидит, сходит с тумбы и ложится спать. Всё. Сколько мы ее не сажали обратно, она возвращается. Мы поняли, что это бесполезно, лучше ей дать поспать. И она уже привыкла, что можно спать. Она такая есть. Мы не хотим делать из них образцово-показательных тигров: дисциплина, ровно по струнке сидеть. Наоборот, интересно их разность подчеркнуть. И, как показывает практика, зрителю это больше нравится.
Программа «Золотые сказки мира» будет идти в Омске до 16 января 2022 года, возрастное ограничение 0+.