Много воды утекло со времён первого «Аватара»…
По мере того как 3D триумфально шествует по мировому кинематографу, картины становятся всё зрелищнее, красочнее, реалистичнее, экзотичнее. Сегодняшний зритель уже изрядно прикипел к стереоочкам, и бывает очень трудно заставить его зайти на сеанс какого-нибудь интеллектуального и совсем неинтересного 2D-кино.
Из вида искусства художественный фильм постепенно превращается в сугубо развлекательный продукт. Взять хоть недавний «Cirque Du Soleil» мирового мэтра 3D-кинематографа Дж. Кэмерона, или две части «Путешествия», снятые по мотивам книг Жюля Верна, или другие подобные ленты. Все это не киноработы в строгом смысле слова. Это скорее захватывающие аттракционы, интерактивные стереокартинки. Красочная, прекрасно санимированная трёхмерная вселенная - самоцель таких продуктов. Игре актёров, работе сценаристов, композиторов и другим киносоставляющим здесь уже не нужно уделять много внимания. То, что старшее поколение кинозрителей привыкло ценить в фильмах, теперь подаётся лишь в качестве бесплатного гарнира к основному блюду.
Новый «Хоббит» - типичный продукт современной киноиндустрии, которая спешит навстречу новым возможностям, но пока ещё не рискует раз и навсегда порвать с прошлым. Захватывающие спецэффекты, компьютерная графика, красиво воссозданные горные и долинные панорамы и всё это с применением новейшего 48-кадрового 3D смотрится поистине впечатляюще. Детально прорисованные сказочные персонажи и реалистичная анимация не оставят равнодушным любого неискушённого кинолюбителя. Все от мала до велика смогут полностью погрузиться в волшебное путешествие героев кинофильма и сопереживать всему, что происходит на экране. Но между тем, продвинутых киноманов и фанатов знаменитой эпопеи о Кольце Всевластья в её киношной и книжной версиях фильм всё-таки больше разочарует, чем осчастливит. И вот почему.
С первого взгляда кажется, что в «Хоббите» от его литературного прототипа - повести Дж.Р.Р. Толкиена «Хоббит, или Туда и обратно» - осталось очень мало. Сюжет вроде бы и соблюдён, ничего чужеродного в приключения Бильбо Бэггинса из Шира режиссёр не привнёс. Однако, как только мы вспоминаем о грандиозном плане киноделов растянуть 200-страничную сказку Толкиена на три гигантских трёхчасовых части, в голову сразу прокрадывается сомнение: что-то тут нечисто…
На самом же деле всё предельно понятно. Картину просто слишком щедро приправили развлекательным элементом, из-за чего и путешествие компании хоббита, волшебника и тринадцати гномов стало таким долгим и зритель, не падкий на визуальные излишества, начал зевать примерно к середине фильма. Головокружительные полёты на орлах, сокрушительная битва каменных великанов в горах, картина гибнущего гномьего царства под натиском драконьего пламени - всё это впечатляет. Но несёт ли смысловую нагрузку? Вряд ли.
Эти и другие элементы 3D-аттрационов, добавленные создателями «Хоббита» в сюжет, не только заставляют скучать людей, пришедших ради самой истории, но и отвлекают внимание от подробностей, от подлинно толкиеновского в фильме. И хотя, скажем, реплика Сарумана о том, что волшебник Радагаст злоупотребляет галлюциногенными грибами, явно не из арсенала английского классика фэнтези, книжное содержание в «Хоббите» нашло своё непосредственное отражение.
Мы узнаём о причинах многолетней вражды между гномами и эльфами, отголоски которой дадут о себе знать уже потом, во «Властелине колец». Мы услышим подлинный фольклор народов Средиземья - песни и героические сказания о прошлом, которых очень много в книгах. Мы узнаем, откуда взялся волшебный клинок Бильбо Бэггинса (Мартин Фриман), который затем перейдёт по наследству к Фродо, и станем свидетелями того, как завязалась долгая и трудная история о кольце тёмного властелина Саурона.
Буквально каждый предмет, каждый поступок и магический жест в «Хоббите», по замыслу режиссёра, имеет свою родословную и является отголоском предыдущей киноэпопеи, но… Мы были не готовы к тому, что всё это будет настолько разбавлено ненужной 3D-бутафорией.
Девять часов киношного времени, на которые рассчитан весь трёхчастный «Хоббит» Питера Джексона, нужно чем-то заполнять. И одних трёхмерных фокусов, видимо, показалось маловато. Пришлось, как это ни прискорбно, выдумывать и собственные сюжетные элементы. В частности, совета в Ривенделле, на котором присутствовали уже знакомые зрителям киносаги леди Галадриэль (Кейт Бланшетт), волшебник Саруман (Кристофер Ли) и эльфийский владыка Элронд (Хьюго Уивинг), в литературном «Хоббите» не было. Ну а несчастный, оклеветанный Радагаст (Сильвестер МакКой) у Толкиена вообще персонаж крайне эпизодический, даже «закадровый»: в книге о нём есть всего одна фраза.
Не совсем к месту было и своеобразное предисловие к истории, в котором зритель снова повстречался с престарелым Бильбо (Иэн Холм) и изрядно повзрослевшим со времен «Властелина» Илайджей Вудом. Непонятно, способ ли это ввести в курс дела непосвящённых, или очередная разбавка экранного времени.
В общем и целом, современные тенденции к привнесению развлекательности в кино «Хоббиту» на пользу не пошли. Там переборщили, здесь недотянули - в итоге получилось нечто среднее между диким успехом и полным провалом.
Прибыль «Хоббит: Нежданное путешествие» своим создателям приносит - это очевидно. Но вот станет ли он таким же фильмом на века, каким стали три «Властелина колец» - неизвестно. И если учесть, что почти вся литературная составляющая - содержание фильма - уже исчерпана в первой части новой трилогии, то мы не склонны делать оптимистических прогнозов.
Текст: Константин Попов