Пандемия заставила многих открыть для себя внутренний туризм, спецоперация же распахнула ворота на курорты родных краёв так широко, как никогда. Дешёвый, удобный отдых в забугорных отелях «всё включено» стал доступен ещё меньшему количеству наших сограждан. Люди достали с антресолей палатки, а кто побогаче — стали изучать турбазы в радиусе хотя бы тысячи километров от городов их обитания.
Региональные власти, которые десятилетиями мечтали развить внутренний туризм — искренне или по указке сверху, казалось бы, могут потирать руки. Но чем оборачивается на деле ситуация, к которой, по сути, никто не был готов?
В 2020 году об Алтае узнали москвичи. Взяли свои московские деньги и приехали на природу. Ахнули, конечно. Восхитились. Местные сначала радовались. Но радость была недолгой: цены в окрестных магазинах выросли, жильё подорожало, а луга и горы покрылись мусором, с которым службы посёлков не справлялись. За два года европейские россияне скупили участки и дома на Алтае, подняв ставки на местном рынке недвижимости так высоко, что алтайцы почесали репу.
Немного привыкнув к величию и красоте природы, туристы стали требовать сервиса. Сервис — это не самое сильное место алтайского туризма, отелей премиум-класса там раз-два и обчёлся. Остальные владельцы баз повышение уровня поняли как повод ещё больше поднять цены, прописав наличие отдельной раковины и выдачу дополнительного вафельного полотенца как услугу вип-обслуживания.
С тех пор людям с обычными зарплатами ездить на Алтай стало не очень-то по карману. Ну только если со своей палаткой и запасом гречки в багажнике.
Примерно такая же история почти на всех российских курортах. Избалованные туристами черноморские отельеры поняли, что отныне конкуренция — забытое слово из допандемийной эры. Качество жилья и питания, сервиса и развлечений, по моей информации, стало совсем не важным — спроса в разы больше, чем предложения.
Даже преданные любители моря, побывав в этом году в Сочи или Адлере, поклялись себе в случае жары купаться в пруду в селе Гадюкино, а не тратиться на курорты Краснодарского края. Толпы людей, мусор и хамство достигли запредельного уровня.
Отдельный разговор о мусоре. Внутренний туризм стал убивать природу заповедных природных зон. Стонут Алтай, Байкал, на очереди Хакасия, которую пока спасает неразвитая туристическая инфраструктура, Кавказ. Люди приезжают не приобщаться, а потреблять. Они топчут, мусорят и жгут.
Сил местных властей не хватает, чтобы справиться с наплывом отпускников, жаждущих свободы и развлечений. Замусорены окрестные леса, реки, озёра у всех крупных городов. То, что туристов стало больше, понятно по количеству этих свалок.
Какой же выход? Усилить природоохранную власть, ужесточить контроль и штрафы. А туристам быть аккуратнее в отношении природы и более жёсткими в отношении сервиса. Платить всё равно придётся, но хотелось бы, чтобы спустя лет пять нам было за что платить. Иначе, видимо, нас ждёт вид на мусорные горы и реки помоев из окна хибары с дыркой для туалетных дел.