Последние несколько лет «тру-крайм» (true crime — настоящее преступление — жанр кино и литературы, в котором автор анализирует реальное преступление и действия людей, связанных с ним) находиться на пике популярности на платформе Netflix. Неудивительно, что один из самых востребованных авторов стриминга — создатель хоррор-антологии «Американская история ужасов» Райан Мёрфи — также решил присоединиться к популярному жанру в сериале «Монстр: История Джеффри Дамера». Эта тяжёлая, ужасающая и откровенная история показывает самые тёмные стороны человеческой природы.
P.S.
В тексте есть спойлеры, но они скорее касаются сюжетной линии.
Кто же такой Джеффри Дамер?
Серийный маньяк в исполнении Эвана Питерса (звезда «Американской истории ужасов», «Мейр из Исттауна») родился в семье, где отец был химиком по профессии, мать — домохозяйкой. Родители развелись, когда Дамеру было 18 лет. При бракоразводном процессе Дамер-старший говорил о психическом расстройстве жены, обвинял её в жестокости. Возможно, психическое расстройство, переданное по материнской линии, стало основной причиной формирования антисоциальной личности убийцы-маньяка. Отец винил и себя, он утверждал, что надо было чаще контактировать, интересоваться жизнью, наносить визиты собственному ребёнку.
Будучи подростком, Джеффри Дамер, как и многие в этом возрасте, был стеснительным, имел комплекс неполноценности, не мог пойти на контакт с ровесниками. Можно предположить, что источником глубокого извращения личности является, скорее всего, генетическое, либо врождённое нарушение.
Начало преступных злодеяний маньяка-каннибала
Америка, 1978 год. Джеффри Дамер — привлекательный и скромный мужчина средних лет — знакомиться с автостопщиком Стивеном Хиксом, приглашает домой, чтобы «хорошо провести время». Спустя 10 часов Хикс надумывает уйти, Дамер с этим не соглашается. Он бьёт юношу тяжелым предметом по голове, затем душит его. После жестоко его убиваети и закапывает рядом с домом.
С сентября 1987 года начинается серия жестоких убийств милуокского монстра. В баре он знакомится с 24-летним Стивеном Туоми. После внушительного употребления алкоголя молодые люди уединяются. Утром маньяк не мог вспомнить подробности преступления, но тело Стивена он отвозит на такси. Нисколько не подозревающий водитель переносит багаж в дом бабушки Дамера. Там почти неделю останки Стива находятся в подвале. Пока родственница отлучается на выходных в церковь, убийца избавляется от тела.
Все десять серий хронология сюжета спутана, как и сознание маньяка, из 1991 года, когда убийцу поймали, зритель отправляется в 1959-й, а затем в 1977-й и снова в 1991-й. Вскользь упоминается детство Дамера — он проявлял нездоровый интерес к препарированию мёртвых животных в гараже. А когда работал медбратом, воровал пакеты с донорской кровью. Это ощущение полной мрачности, дикости и бессилия не покидает при просмотре сериала.
Соседка, полиция и расизм
Из-за халатности правоохранителей на протяжении 13 лет Дамер оставался на свободе и убивал. Бесстрашная соседка, которая несколько лет следила за Дамером, рискуя жизнью, пыталась доказать полиции, что за стеной живёт убийца. Но она афроамериканка, поэтому полиция доверяла «милому» соседу Джеффри Дамеру. Хотя задержать были на то все основания — пятна крови на матрасе, трупный запах в квартире, фотографии пропавших парней, останки в холодильнике.
Самое жуткое и пугающее в Дамере — это то, как он умело мог перевоплощаться из охотника в простого и милого парня. Для полиции он замкнутый, не представляющий никакой угрозы окружающим. Для молодых людей, с которыми знакомился — он арт-фотограф, который предлагает им сделать портфолио. Он легко втирается в доверие своим загадочным образом, а от спокойного голоса Эвана Питерса бегут мурашки по коже. В сериале не показывают детально жестокие и кровожадные деяния Дамера — куда страшнее расизм, который «мешал» милуокской полиции поймать маньяка целых 13 лет.
Не спросили разрешения
Родственники убитых мужчин выступили с критикой, поскольку создатели сериала не спросили разрешения на демонстрацию болезненных событий из их жизни. Также для них было «дико» воссоздание эмоционального срыва во время заседания суда старшей сестры одного из погибших. Это сцена стала вирусной в интернете.
Режиссёры пытались придать образу маньяку человечности, нащупывая причинно-следственную связь многочисленных психических расстройств главного героя. К сожалению, показать сломленного человека полностью не удалось — глубоко погрузиться в бездну духу так и не хватило. Но, несмотря на многочисленную критику сериала, Райан Мёрфи прекрасно показал мрачность, нагнетание обстановки и страдания родственников погибших. Поэтому я с нетерпением жду нового сезона «Американской истории ужасов», чтобы захватывала дух от происходящих событий и бежали мурашки по коже от страха.
Фото: Netflix