Новый фильм Антона Мегердичева «Сердце пармы» в третий раз стал лидером российского кинопроката. Картина уже собрала больше 450 миллионов рублей. Успех фильма повторили только три новинки, вышедшие в этом году: триллер «Одна», комедия «Артек. Большое путешествие» и байопик «Мистер Нокаут».
В предуральском фэнтези с Александром Кузнецовым и Еленой Ербаковой снялись 1500 жителей Пермского края.
О чём?
Ермолай, отец юного князя Перми Великой Михаила, погибает во время нападения вогульского князя Асыки. Он кроваво расправился с жителями княжеской вотчины из-за того, что наёмники Ермолая выкрали у язычников святыню — статуэтку богини Сорни-Най, Золотую бабу.
Михаил, спустя некоторое время, становится новым правителем Перми Великой. У Пармы появляется ещё один противник — московиты, пришедшие подчинить её великому князю Московскому Ивану III.
В центре картины — князь Михаил и его возлюбленная Тиче. Девушка в детстве коснулась Сорни-Най и стала ведьмой-ламией, которая может обращаться в рысь. Как и битвы с врагами, любовь к девушке-язычнице для Михаила становится испытанием.
Немного истории
Вообще парма — плосковерхая возвышенность или хребет, поросшая елями и пихтами, проще говоря — тайга. В названии фильма слово используется именно в таком варианте, поэтому пишется со строчной буквы. Действие картины происходит в этом месте. Также Пармой называют конкретно Пермь Великую.
Вторая половина XV века — период, когда территории Перми Великой начали присоединять к Русскому государству. Историки не знают точной даты, когда пермская земля вошла в состав государства. Книга и фильм показывают свою версию событий с ведьмами, шаманами и магией.
Книга и фильм
Кино сильно отличается от книги. Из-за того, что создатели попытались уместить все 576 страниц романа в один фильм, пропали многие сцены, а сюжет сфокусировался только на князе Михане, как зовёт его возлюбенная, Тиче и битвах.
Из-за этого истории некоторых персонажей раскрыты не целиком, а только намёками, непонятными для новичка. Например, (внимание, спойлеры!) Калина стал хумляльтом — тем, кто бессмертен до тех пор, пока не достигнет своей цели. В книге об этом говорится напрямую, а в фильме просто показано, что он возвращается невредимым после того, как ударился головой и «умер».
Конец «Сердца пармы» получился неоднозначным и неочевидным. По книге, Тиче вместе с младенцем сгорает в монастыре, и автор сравнивает её с Золотой бабой. В фильме для семьи Михаила устроили хэппи-энд — в конце картины они воссоединяются и вместе вспахивают землю, а Сорни-Най «самоуничтожается» по непонятным причинам. Вероятно, самосожжение Золотой бабы — это отсылка на Тичерть из книги.
Что происходит?
В фильме события развиваются чересчур стремительно. Кажется, будто и вправду читаешь книгу, и эта книга — «Война и мир» в кратком пересказе. В картине появляется очень много персонажей, запомнить их всех сразу сложно. От этого теряется смысл некоторых сцен, где нужно порадоваться возвращению героя или погрустить о его утрате.
Кроме того, персонажи ещё и внешне меняются. Не сразу понимаешь, что Александр Кузнецов — повзрослевшая версия князя Михаила, а Елена Ербакова — взрослая Тиче. Странно видеть и Фёдора Бондарчука в роли Ивана III — у него не «царский» типаж. Его внешность и манеры выдают скорее современного москвича, чем правителя Русского государства.
Ещё один удивляющий персонаж — младенец, которого крестят. Здесь уже проблема в компьютерной графике, изображение малыша получилось уж слишком пугающим.
Приходится привыкать и к беглой речи с историзмами. Это добавляет фильму атмосферы и правдоподобности, но отнимает частичку понимания происходящего. Говор воспринимается хуже на слух, чем визуально. Нет времени погуглить, кто такие ушкуйники, нужно следить за событиями. А ушкуйники — это совершавшие набеги вольные наёмники, промышлявшие на Волге и Каме.
Стоит просмотра?
Идея у фильма хорошая: Михан старается решать конфликты путём дипломатии, и он не против, чтобы люди разной религии жили на одной земле. И наблюдать за героями интересно, а зрелищные битвы идут картине в плюс. Мифология и мистические существа добавляют фильму колорита.
Однако всё портит скорость, с которой летит сюжет. Идеальным форматом был бы сериал — здесь достаточно хронометража на раскрытие большего количества героев и деталей мира фэнтези. Возможно, он мог бы стать русской «Игрой престолов» и привлечь больше внимания к отечественным новинкам.