om1.ru
Два спектакля в одной премьере: как и чем живут «Мещане» в «Красном факеле» Первую пьесу Максима Горького с 1901 года до сих пор актуализируют и переосмысляют режиссёры. 15 июня такую же попытку предпринял Семён Серзин в театре «Красный факел».

Два спектакля в одной премьере: как и чем живут «Мещане» в «Красном факеле»

Первую пьесу Максима Горького с 1901 года до сих пор актуализируют и переосмысляют режиссёры. 15 июня такую же попытку предпринял Семён Серзин в театре «Красный факел».
16 июня 2023, 16:20

Два спектакля в одной премьере: как и чем живут «Мещане» в «Красном факеле»
Фото: Пресс-служба «Красного факела». Василий Вагин

Что общего между «Мещанами» от «Красного факела» и мелодрамами по «России 1»? Постоянные скандалы, безответная любовь и множество персонажей в каком-то загородном доме. После такого мысленного сравнения тяжело относиться к постановке иначе, но спектаклю точно есть чем удивить зрителя. Правда, ждать придётся до середины второго акта.

Если описывать происходящее на сцене, то хорошо подходит эпиграф из анонса постановки: «Когда человеку лежать на одном боку неудобно — он перевёртывается на другой, а когда ему жить неудобно — он только жалуется… А ты сделай усилие — перевернись!». Сначала складывается ощущение, что спектакль упорно пытается быть копией работы Георгия Товстоногова 1966 года.

Краткая завязка сюжета и перечисление персонажей: в зажиточном доме Бессеменова Василия Васильевича (владельца лакокрасочного завода) проживают его жена Акулина Ивановна, сын Пётр (бывший студент), дочь Татьяна (школьная учительница, незамужняя), воспитанник Нил (машинист в железнодорожном депо). В качестве нахлебников в доме церковный певчий Тетерев и студент Шишкин, квартирантка Елена Кривцова (молодая вдова) исправно платит деньги. Кухарка Степанида и девушка Полина, дочь Перчихина, выполняют работу по дому. Конфликты возникают из-за того, что отец недоволен жизнью и выбором детей, поэтому постоянно их поучает.

Первое, что бросается в глаза, — масштабность декораций. Художник Елена Сорочайкина воссоздаёт миниатюрную копию «Дома-2» на сцене театра: вот веранда, беседка, «лобное место» (стол для чаепитий), бассейн, деревянные качели, да даже мотоцикл. Под ногами у персонажей настоящие галька и опилки, которые периодически летят в лица оппонентов. На заднем плане экран транслирует закаты и рассветы. В общем, в реальность пространства можно верить.

Пресс-служба «Красного факела». Василий Вагин

Персонажи среди всех построек выглядят маленькими и искусственными. Режиссёр Семён Серзин увлечённо играет пластилиновыми человечками, обильно добавляя пошлость в диалоги и действия. Со временем забывается, что любовь у Полины и Нила (или у Елены с Петром) — настоящая, а чувственная сцена в бассейне создана не ради потехи над Татьяной. От криков во время ссор сначала устаёшь, потом скучаешь, несколько раз порываешься уйти. Может, в этом крылась особая задумка авторов? Ну, что-то вроде «побудь в моей шкуре, чтобы понять, какова моя жизнь». В итоге ощущение складывается непонятное — история будто рассказана рвано и немного небрежно. Возможно, потому что некоторые события из повествования вырезаны.

За три часа небольшое смятение вызвала только одна реплика Василия Бессеменова. Убитый горем, он приходит домой и пьяный кричит, что не быть ему руководителем. Хотя в описании к спектаклю он обозначен уже владельцем лакокрасочного завода. Только при дополнительном изучении пьесы становится понятно, что Василий Васильевич метил в депутаты. Андрей Черных создаёт реалистичный образ отца. Слова, произносимые с лёгким надрывом, истеричный крик-плач в пол, намеренная отрешённость от горячо любимых детей — всё подсознательно заставляет сопереживать, а не осуждать главу семейства за устаревшие взгляды.

Пресс-служба «Красного факела». Виктор Дмитриев

Со второго акта спектакль наконец-то раскрывается как работа Семёна Серзина. Татьяна в исполнении Дарьи Емельяновой становится уязвимой и болезненной, в манерах исчезает грубость. Она допускает, что хочет поверить во что-то хорошее, интересуется, каково это — жить в радости, не думая о боли. Фокус внимания смещается на второстепенных персонажей, которые способны ответить на этот вопрос.

Подруга Татьяны Цветаева в исполнении Клавдии Качусовой становится воплощением любви, искренней и внимательной. Выступление её театральной студии — самый зрелищный и эмоциональный эпизод. На сцене не взрослые актёры «Красного факела», а воспитанники студии творческого развития «Жить на Севере...». Ранее, кстати, это была студия творческого развития Константина Хабенского.

Пресс-служба «Красного факела». Василий Вагин

Дальний родственник Бессеменова Перчихин окончательно занимает роль взрослого шута. Актёр Сергей Новиков подаёт каждую реплику одновременно и колко, и наивно, и честно, с обаятельным стариковским говором.

Пресс-служба «Красного факела». Василий Вагин

А вот Тетерева (Константин Телегин) все три часа было много. Иногда слишком. В первом акте у церковного певчего есть отдельная сцена с техно-рейвом под рваную анимацию с крутящимся во все стороны самоваром, во время которого он вещает о количестве добра и зла в мире. Со Степанидой в это время мило танцует волк. Зачем эта сцена? Не знаю.

Пресс-служба «Красного факела». Василий Вагин

Сложить цельную картину после спектакля не получилось. Это две версии прочтения пьесы Горького и абсолютно противоположные истории. Семён Серзин сначала упорно вливает скуку во все поступки и мысли героев, после которой думается, что и постановка будет такой же серой. А затем весь мир внутри «Мещан» переворачивается на 180 градусов. Душный пузырь лопается. Молодые персонажи вдруг осознают: жизнь состоит как из ужасающих, страшных или неоднозначных, так и прекрасных моментов. А будут ли они в их жизни — вопрос, на который ответ зритель найдёт уже после выхода из театра.  

Напомним, театр «Красный факел» впервые за 12 лет наберёт актёрский курс совместно с НГТИ. Подача документов начнётся с 20 июня. 

Хочешь чаще читать новости Om1.ru? Нажми "Добавить в избранные источники Дзен.Новостей".
Нашли опечатку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter