На сцене — Скандинавия, и она как нельзя больше подходит шекспировскому настроению и его персонажам, ведь корни многих произведений классика идут от скандинавских легенд.
Нордический рисунок служит замечательным помощником для актёров в проработке героев и заодно даёт художнику немало возможностей. Так и произошло. Художник-постановщик Марина Шипова, которая лучше всех понимает, как можно использовать малую сцену, сумела поместить десяток разных локаций «Короля Лира» в небольшой квадрат. Актёры используют канаты, раскачиваясь на них во время бури, переставляют бесчисленное количество табуреток, делая из них то клетку, то лежанку для больного короля, поднимаются на балкон, как на скалу. Сцена заполнена, но она не громоздкая, здесь используется каждый элемент хитрой сценографии.
Юрий Митякин уже работал с Лицейским театром (спектакль «Король-олень» 16+) и знает его труппу, поэтому наверняка он заранее сделал распределение. И оно любопытное. Мы привыкли, что короля Лира, как правило, играет самый опытный и возрастной актёр. Ведь по сюжету правитель поначалу просто стар, а потом ещё и немощен, когда его покидают разум и силы. В Лицейском театре есть единственный возрастной актёр — Николай Пушкарёв, но режиссёр сделал ставку на 29-летнего Алексея Осипова и не прогадал.
|
---|
Воплощённые образы
С первой мизансцены Осипов раскрывается с новой для зрителя стороны. Он был и вертлявым Тартальей в «Короле-олене» (12+), и милым парнем Славой в «Пяти вечерах» (16+), и перевоплощался в Сталина в моноспектакле «Я/Мы Коба» (16+). Но таким мы артиста точно не видели. Его Лир — это квинтэссенция актёрского труда, это проработка не только одного героя, но и всего шекспировского наследия. Жестокий отец, который утопил любовь детей в своей беспрекословности и требовании благоговения. «Король Лир» Юрия Митякина — это традиционная история отцов и детей. Жестокие дочери — это порождение отца. Именно он научил их беспринципности и циничности. Чудовище ведь порождает чудовищ.
Поначалу Лир грозен и велик, но чем сильнее жестокость к нему родных дочерей, тем беднее становится его разум. Алексей Осипов мастерски представляется нам правителем-тираном, но потом он действительно слабеет. Да так, что зритель не остаётся обманутым, забывает о молодости самого артиста. Да и артиста за Лиром не видно. Осипов стёр самого себя, чтобы представить нам обезумевшего старика, который судорожно перемещается по сцене — с дрожащими пальцами и влажными глазами.
Сёстры в спектакле разные — белокурая Наталья Виташевская в роли Гонерильи (во втором составе Дарья Мегдан) и темноволосая Дарья Оклей в роли Реганы (во втором составе Юлия Сапфирова). Гонерилья Виташевской эдакая соблазнительница, эльфийская дива, которая, кажется, в каждом движении любуется своей статью. В полной мере она раскрывает свою сексуальность, соблазняя бастарда графа Глостера — Эдмонда. Её тело движется к нему со всей страстью женской неудовлетворенности. А он отвечает, движимый желанием власти и мести. Роль Эдмонда исполняет Иван Пермяков. Актер обладает пластикой и гибкостью, которые он эффектно привнес в характерность своего героя. Его бастард — хитрый, мстительный. Пермяков ювелирными микрореакциями демонстрирует презрение к этому миру.
Его брат Эдгар в исполнении Евгения Хохлова — полная ему противоположность.Поначалу он уверенный и спокойный, пока Эдмонд не настраивает против него отца. И Эдгар уже гонимый сын графа, отречённый от наследства и любви родителя. К сожалению, этот персонаж «немного сокращён», и его судьба больше представляется кратким содержанием, чем полной историей, хотя время спектакля позволяет расширить присутствие Эдгара. Во втором составе Эдгара играет Маис Керимов. И в составе с Хохловым Маис исполняет роль слуги Гонерильи. У него получился яркий персонаж, хотя актёр и не использует экспрессивных красок.
Малые, но значимые роли исполняют молодой Валентин Рудяк (Король Французский) и опытный Николай Пушкарёв (Герцог Бургундский). Оба актёра всего парой фраз смогли нарисовать своих героев. Больше текста, но совсем мало фактуры у Семёна Полторанина (Герцог Корнуэльский) и Игоря Майорова (Герцог Альбанский). Мужья сестёр получились бледными и невыразительными. На своём месте оказался Евгений Трубкин (Граф Кент), которому всегда идёт доброта его героев. Во втором составе роль исполняет Станислав Величко. Без дублёра работает Евгений Точилов. Его Граф Глостер монументально спокоен и даже при предательствах обоих сыновей не теряет самообладания и готов принять свою гибель.
Дерзкого Шута, роль которого обычно исполняют мужчины, выдалось играть Фаризе Баткиной.
Похожая на сатанёнка, она как бы оплетает собой сцену благодаря выразительности грима и хорошо подобранным актрисой интонационным ноткам. Ну и, конечно, третья сестра. Шекспировский луч света в тёмном царстве. Дочь безумного отца, которая смогла сохранить любовь и сочувствие к нему. Эту роль исполняют в дубле Евгения Суровая и Анна Новосёлова. Здесь режиссёр не стал мудрствовать и позволил актрисам вести выбранные ими линии.
Музыкальный настрой
Атмосферу спектакля создаёт музыка группы Nytt Land (Ньют Лэнд) — для каждого персонажа своя нотная композиция. С первой сцены мы погружаемся в историю во многом благодаря таланту супругов Анатолия и Натальи Пахаленко. Это был первый театральный опыт Nytt Land (во что верится с трудом). И, очевидно, культурный багаж Пахаленко позволил им так гармонично включить свои произведения в канву сценического действа.
В очередной раз можно сказать — премьера Лицейского театра, безусловно, удалась. Следующие показы состоятся уже в новом театральном сезоне.