«Оппенгеймер» — картина о физике Роберте Оппенгеймере, которого называют отцом атомной бомбы. Это дебютный байопик в карьере Кристофера Нолана. В основу фильма легла биографическая книга «Американский Прометей». Режиссёр охватил достаточно большой промежуток времени — практически всю взрослую сознательную жизнь учёного. Мы видим и университетские годы физика, и бурные романы, и весь процесс работы над Манхэттенским проектом, и жизнь после него. Однако всё же это не документальный фильм, а скорее авторское осмысление реальных событий. Нолан постарался показать жизнь Оппенгеймера и его взгляд на своё открытие через призму восприятия самого героя.
Главную роль играет Килиан Мёрфи. Тяжело представить на его месте кого-то другого. Мёрфи очень органично вписался в образ, и, кроме того, можно заметить его внешнее сходство с реальным Робертом Оппенгеймером. Одним только взглядом актёр смог передать огромный спектр эмоций — от тревоги до ликования. Похудевшее, практически осунувшееся лицо Мёрфи крупным планом со впалыми щеками и многозначительным взглядом усиливает эмоциональный эффект и заставляет задуматься, что чувствовал сам Оппенгеймер.
Нолан «покромсал» огромные промежутки времени и сюжетные линии, и рассредоточил их по разным частям трёхчасового хронометража. Зрителя то и дело перебрасывает с события на событие, с локации на локацию. Эти переходы особенно резки и тяжелы для восприятия в первой трети фильма, что может отпугнуть некоторых кинолюбителей. Но дальше — лучше, и фильм заслуживает того, чтобы всё-таки досмотреть его до конца. Такая композиция осложняет восприятие сюжета с одной стороны, с другой — держит зрителя в напряжении, не позволяет отвлечься и вызывает чувство усиленно работающего мозга.
Спустя примерно час хронометража повествование становится более размеренным, а сцены более длинными. В отличие от предыдущих научно-фантастических работ режиссёра, «Оппенгеймер» построен по большей части на диалогах. И за этими диалогами интересно наблюдать. Параллельно идут линии двух слушаний-разбирательств: показательная порка Роберта Оппенгеймера, призванная снять ученого со всех должностей, и рассмотрение кандидатуры Льюиса Штраусса на должность министра торговли.
В фильме очень много действующих лиц. Слишком много для того, чтобы неподготовленному зрителю запомнить их всех. Некоторые герои появляются в кадре всего пару раз, а когда звучат имена или фамилии, иногда тяжело понять, о ком идёт речь. Это опять же, осложняет восприятие картины, но также показывает масштабность Манхэттенского проекта и то, что появление у США ядерной бомбы — результат работы не одного лишь Оппенгеймера.
Фильм затрагивает множество глобальных тем и проблем, среди которых главенствует вопрос о судьбе человечества, в руках которого оказалось оружие, способное уничтожить планету. Финал картины заставляет испытать ужас от осознания того, что атомная бомба органично вписалась бы в жанр научной фантастики, но это реальность, в которой мы живём.
Столкновение науки и морали, жажды славы и цены этой славы, одержимости работой и осознанием последствий этой работы показаны в эпизодах, посвященных разработке атомного оружия. Идеологические метания сопровождают учёных еще до старта работы над проектом, пик переживаний главного героя приходится на время, когда слава и признание за открытие уже получены. Участники Манхэттенского проекта осознают, что даже запуск «Тринити» — тестовой бомбы, может привести к уничтожению планеты. Тем не менее испытания проведены и проведены успешно. Ликование от успеха проекта вызывают ощущение ужаса — люди либо заигрались в богов, либо не ведают, что творят.
Радует то, что Нолан не обеляет и не очерняет историческую фигуру Оппенгеймера. Ученый показан неоднозначной разносторонней личностью, со своими страстями и моральными терзаниями. Это научное открытие было целью его жизни, и в фильме четко показано, что если бы Оппенгеймер не изобрел атомное оружие, это бы сделал кто-то другой. Однако именно Оппенгеймер взял на себя этот «грех», получив свою порцию славы, наказания и снисхождения.
Циничность политиков, с которой судьбы тысяч людей решаются власть имущими в небольших кабинетах, показана в сцене, где принимается решение о бомбардировке Хиросимы и Нагасаки. Если вы смотрели фильм, знаете, чем это решение было аргументировано.
«Оппенгеймер» показывает, что наука неотделима от политики. Одержимые открытиями «творцы» пытаются снять с себя ответственность за использование бомбы, словно не понимая, что они не просто совершили научный прорыв, но и предоставили власти мощнейшее оружие массового уничтожения.
Вышеописанные эпизоды разбавлены деталями личной жизни Роберта Оппенгеймера, которые, конечно же, уходят на второй план. Пара эротических сцен с актрисой Флоренс Пью служат в фильме скорее красивым бонусом к основному действию.
Кадры со взрывом атомной бомбы — результат отнюдь не компьютерной графики. Нолан решил снять реальный, искусственно созданный взрыв, пусть и не такой большой. Смотрится это действительно эффектно, особенно на большом экране.
В целом, Нолан снял достойную злободневную картину, которую стоит посмотреть. Однако нужно понимать, что «Оппенгеймер» — не тот фильм, который можно посмотреть после рабочего дня, чтобы расслабиться. Фильм требует абсолютного эмоционального и интеллектуального включения, готовности размышлять и анализировать на протяжении трех часов хронометража и после его окончания.
Фото: кадры из фильма