Омский театр куклы, актёра, маски «Арлекин» 29 октября выпустил премьеру (12+) в Большом зале. Мистическая история «Призрак замка Кентервиль» обрела новое звучание из эпохи 60-х и оказалась совсем не страшной.
Готическо-юмористическую сказку Оскара Уайльда перенёс на сцену омского театра главный режиссёр Гродненского театра кукол лауреат Национальной театральной премии Беларуси Олег Жюгжда. С «Арлекином» у него давнее творческое сотрудничество: здесь идут колоритные постановки Жюгжды «Ворон» (12+), «Красавица и чудовище» (6+) и «Волшебная лампа Аладдина» (6+). В «Призраке замка Кентервиль» (12+) режиссёр не изменяет себе и создаёт стильную историю, опираясь на дух сказки «Кентервильское привидение» и вместе с тем придавая ей новое звучание.
Ни минуты покоя
На сцене - высокие колонны и бледные свисающие пологи. После третьего звонка гаснет свет, пологи-портьеры начинают колыхаться, и появляются они - потусторонние обитатели готической истории. «Не жуткие разваливающиеся американские зомбаки, а эстеты. Утончённые, хорошо воспитанные английские призраки», - шутит режиссёр-постановщик. Призраки в кружевных воротничках начинают спиритический сеанс, на сцене чувствуется предвкушение чего-то неизведанного и неожиданного.
А неожиданностей в премьерном спектакле будет много. Сюжет этой истории знаком многим. Автор инсценировки драматург Ирина Горбунова сохранила сюжет повести Уайльда. Над замком Кентервиль тяготеет древнее проклятие: по нему уже больше трёхсот лет бродит привидение сэра Саймона, убившего свою супругу леди Элеонору.
Но однажды в замке поселяется семья американцев, которые реагируют на призрака совсем не так, как тот рассчитывал: они не боятся, а откровенно издеваются над благородным привидением. Отец семейства стирает нарисованные сэром Саймоном кровавые пятна на полу и предлагает тому смазать звенящие цепи неведомой жидкостью под названием «машинное масло», а сыновья-близнецы (актёры Андрей Набивачев и Алексей Горбунов) забрасывают лорда Кентервиля подушками. Но именно старшая дочь Отисов, златокудрое дитя Вирджиния (актриса Ирина Сергеева), поможет призраку избавиться от проклятия и обрести покой.
Тема для разговора
Первое появление кукол-героев вызывает улыбку. Художник Амир Ерманов (Москва) придумал запоминающиеся, почти мультяшные образы. Отец семейства Отис (заслуженный артист России Дмитрий Войдак) и его супруга (Наталья Войдак) в спектакле Жюгжды из чиновничьей семьи превратились в семейство хиппи со всеми полагающимися атрибутами: длинные волосы, брюки клёш, налобные повязки и хиты главной группы 60-х в саундтреке спектакля.
Да, всё мистическое действо разворачивается не под средневековые баллады трубадуров, а под хиты «Битлз». Причём многие играются в живую: артисты «Арлекина» владеют музыкальными инструментами и с удовольствием включились в процесс, когда во время репетиций заведующий музыкальной частью «Арлекина» Антон Болбат предложил некоторые композиции сыграть прямо на сцене.
«Как появилась идея сделать спектакль про хиппи и с музыкой «Битлз»? Для меня это ностальгия по тем временам, когда мы все были молоды и счастливы, - объяснил появление такой трактовки режиссёр-постановщик Олег Жюгжда. - «Кентервильское привидение» у Уайльда - прежде всего вещь, в которой очень много иронии. Отсюда и настроение спектакля. Страшно быть и не должно: ужас на сцене - это практически нереально. А вот мистику можно сделать. И именно у кукольников для этого есть все инструменты. Наш спектакль для семейного просмотра. Детьми как основной аудиторией не ограничиваюсь: они, может быть, не всё поймут в этой постановке, где много текста, и к тому же не знают, что такое «Битлз». Так что это проект в каком-то смысле образовательный: детям будет что обсудить с родителями, и, возможно, они вместе прочитают повесть Уайльда.
Страшно, но смешно
Одни из самых забавных сцен спектакля разыгрываются на видеоэкране: прибывшим в замок американцам показывают «исторический фильм» об убивающем свою жену сэре Саймоне де Кентервиле, а позже призрак, предаваясь воспоминаниям, смотрит немое кино о собственной гибели. В сущности, события печальные, но они подаются сквозь призму комического, как этого добивался и сам Уайльд. Под маской смешного скрывается серьёзное. Не напугать, а натолкнуть на размышления.
«В известном всем мультике сэр Саймон, как домовёнок: бегает такой хороший, ну подумаешь, убил жену. А в принципе это ведь самое главное - это его грех, из-за этого он стал таким. Поэтому у меня лорд Кентервиль совсем другой, - рассказывает исполнитель роли Кентервильского привидения заслуженный артист России Эдуард Павлинцев. - Играть привидение непросто - никто не знает, какое оно на самом деле. Общий язык со своей ролью я до сих пор не нашёл. Но мне помогают кандалы с цепями. В нашем спектакле всё бутафорское, а цепи - настоящие. Изначально они тоже были бутафорскими, но не пошли. А настоящие цепи оказались удачным решением: они по два метра, тяжёлые, физически мне мешают, и это хорошо».
Созданием кинофрагментов занимался актёр и видеограф театра «Арлекин» Роман Шуников. За декорациями средневекового замка и английских пустошей никуда ехать не пришлось: работали тут же, в театре, разыгрывая сцены на фоне голубого экрана. А потом с помощью цифровых технологий Роман заменил этот экран подходящим фоном.
Отдельно хочется отметить работу ещё двоих артистов, не упомянутых выше. Елена Фалалеева и Виктор Капустян сыграли второстепенных персонажей, экономку Амни и юного герцога Сесила, но благодаря великолепной работе голосом их куклы обрели очень яркие характеры, и образы получились запоминающимися.
На ближайший показ спектакля «Призрак замка Кентервиль» 5 ноября билетов уже нет. Расписание на следующие показы театр ещё не опубликовал.