om1.ru
Новый взгляд на классику. Почему фильм «Мастер и Маргарита» (18+) стоит внимания зрителей 25 января в кинотеатрах состоялась самая ожидаемая премьера 2024 года – экранизация культового романа Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита» (18+).

Новый взгляд на классику. Почему фильм «Мастер и Маргарита» (18+) стоит внимания зрителей

25 января в кинотеатрах состоялась самая ожидаемая премьера 2024 года – экранизация культового романа Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита» (18+).
1 февраля 2024, 10:20
рецензия

Новый взгляд на классику. Почему фильм «Мастер и Маргарита» (18+) стоит внимания зрителей
Фото: скриншот рекламного ролика kinopoisk.ru

У поклонников произведения большие надежды на фильм, а у самого фильма — огромный бюджет (более 1 миллиарда рублей) и целых пять лет на реализацию. Удалось ли режиссёру Михаилу Локшину передать полюбившуюся читателям романа атмосферу мистики, любви и некоего сумасшествия? Разбираемся в рецензии.

Между реальностью и фантазией

Сюжет кинокартины развивается согласно роману Булгакова, но с авторскими дополнениями. Москва, 1930-е годы. Писатель ставит на сцене театра спектакль по собственной пьесе. За день до премьеры цензура запрещает постановку: смыслы, вложенные в историю про Понтия Пилата, не нравятся действую­щей власти. Оскорблённый и изгнанный из писательского общества, наш герой встречает Маргариту Николаевну, жену влиятельного советского чиновника. Рассказывает ей, что хочет написать роман о визите дьявола в Москву, окутанный чёрной магией и проникнутый сатирой на общество. Маргарита становится музой и главной романтической героиней, а писатель отрекается от своего имени и зовётся Мастером. Образ дьявола Воланда он списывает с немца, которого однажды встретил на улице.

Режиссёр фильма не пересказывает известную историю дословно. На поверхность выводятся ключевые темы, на которые Булгаков хотел обратить внимание читателей: отношения творца с властью, общественные пороки, истинная любовь. Каждую тему Михаил Локшин подробно прорабатывает и даже находит в себе смелость добавить в фильм несколько выдуманных моментов, которые делают историю Мастера и Маргариты более приближенной к реальности.

Мистика Булгакова превращается всего лишь в богатую фантазию Мастера. Фильм почти не оставляет зрителю возможности помечтать, ведь все рассказы про Воланда и его свиту — всего лишь побег от суровой действительности, а чёрная магия существует только в голове писателя и на страницах его рукописей.

Мастер и Маргарита

Евгений Цыганов и Юлия Снигирь — супруги в реальном мире и тайные возлюбленные на экране. Мастера и Маргариту пара отыграла идеально, химия между ними видна невооружённым взглядом.

Любовь для героев — спасение, долгожданный покой. Ей уделяется много экранного времени. И вновь любовная линия в фильме терпит авторское переосмысление. Например, всеми любимый бал Сатаны в новой экранизации слабо напоминает торжество нечисти и безграничный хаос. Зато это идеально считывается, как признание в любви и выражение самых искренних чувств писателя к его музе. В прочтении Локшина история Мастера и Маргариты более драматичная, а конец совсем не такой счастливый, как в книге.

Воланд и кот Бегемот

Харизматичный мужчина с обаятельным немецким акцентом, настоящий дьявол в человеческом обличье. Его образ сочетает в себе веселье и зловещий настрой, но в то же время холодную ухмылку и властный характер. Именно таким Воланд стал в современной экранизации благодаря немцу Аугусту Дилю. Он притягивает к себе внимание, как только появляется в кадре. Сложно представить актёра, который смог бы передать образ Воланда лучше, чем это удалось Дилю.

К сожалению, Кот Бегемот в фильме совсем потерял ту харизму, которой его наделил Булгаков в романе. В фильме ему уделяется катастрофически мало внимания. Его фразы, давно ставшие крылатыми, едва слышны и совершенно не соответствуют такому яркому персонажу. Зрителей зря привлекали тем, что Бегемота озвучивает Юрий Борисов. Это никак не помогло сделать героя таким, каким он полюбился читателям.

Визуальное воплощение

На фильм потрачено более 1 миллиарда рублей. Можно смело заявить, что бюджет полностью оправдал себя, поскольку для зрительских эмоций не пожалели спецэффектов. Чего стоят только самые культовые сцены романа: отрезание головы Берлиоза показано красочно, сеанс чёрной магии на сцене театра впечатляет масштабом и продуманными декорациями, а образ Маргариты на всеми любимом балу Сатаны выглядит действительно по-королевски.

Как смотреть фильм?

Придирчивые поклонники «Мастера и Маргариты» наверняка найдут массу моментов, которые можно раскритиковать. Это судьба всех экранизаций — идеальный фильм каждый давно снял у себя в голове при прочтении книги. Поэтому кинокартину стоит воспринимать как авторский взгляд на роман и наслаждаться ею как самостоятельным произведением. Предупреждаем заранее: после просмотра вам обязательно захочется освежить в памяти роман или наконец-то прочитать его впервые.

Софья Белл

скриншот рекламного ролика kinopoisk.ru
Хочешь чаще читать новости Om1.ru? Нажми "Добавить в избранные источники Дзен.Новостей".
Нашли опечатку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter