om1.ru
Зелёный фонарь, «Нефть Сибири» и семейная фотография: как Иртыш вдохновляет людей на прекрасное В омском историческом парке «Россия – моя история» работает художественная выставка «Душа Иртыша» (6+), организованная сотрудниками «Либеров-центра».

Зелёный фонарь, «Нефть Сибири» и семейная фотография: как Иртыш вдохновляет людей на прекрасное

В омском историческом парке «Россия – моя история» работает художественная выставка «Душа Иртыша» (6+), организованная сотрудниками «Либеров-центра».

Зелёный фонарь, «Нефть Сибири» и семейная фотография: как Иртыш вдохновляет людей на прекрасное
Фото: Om1.ru/Юлия Майстренко

Омск — это портовый город. Эта фраза может звучать непривычно даже для коренного омича, однако именно такой статус был у города ещё 50-60 лет назад. В 1970-е годы в Омске существовали Военно-морская школа при ДОСААФе, три речных училища и школа юнг. Иртыш в то время стал главной водной артерией, по которой доставляли миллионы тонн самых разных грузов. Река привлекает и художников — многие отправляются на пленэры по Оби и Иртышу.

Всё это вдохновило работников музея «Либеров-центр» на создание большой выставки, посвящённой загадочной «душе Иртыша». Хранитель музейных предметов и человек, не понаслышке знакомый с судоходством, Сергей Руденко рассказал нам о выставке подробнее.

«Идея проекта родилась в 2022 году, к 200-летию Омской области. Река — «центр притяжения» не только для простых горожан, но и для людей, навсегда связавших свою судьбу с работой на ней. Воспевают красоту Иртыша не только художники, но и поэты с писателями. Поэтому проект — не только художественная выставка, на которой мы хотели показать произведения из фондов нашего музея; это своего рода дань реке. Очень хочу поблагодарить команду исторического парка и коллег из музея «Либеров-центр»! Без них выставки не вышло бы», — говорит Сергей Руденко.

«Главный порт на Иртыше»

На выставке представлены как живопись, так и графика. В экспозицию вошли оригиналы и копии работ омских художников. Среди авторов — Алексей Либеров, Амангельды Шакенов, Анатолий Чермошенцев, Игорь Санин и другие. Можно увидеть и картины Святослава Капралова, написанные совсем недавно, в этом году. Автор представил не только водные пейзажи, но и центральные улицы города.

«Эта выставка интересна тем, что на ней есть совсем свежие работы Святослава Капралова. Некоторые спрашивают: «Выставка про Иртыш, почему изображён Омск?» Логика очень простая: Омск — главный порт на Иртыше», — рассказывает Сергей Руденко.

Выставленные картины не были написаны мастерами случайно. В прошлом веке живописцы специально путешествовали по реке, чтобы запечатлеть сибирские пейзажи. Алексей Либеров в 70-е годы отправился в творческую поездку, его путь пролегал в том числе и по реке Иртыш. По мотивам путешествия художник создал серию работ «Нефть Сибири», за которую позже был удостоен премии имени Репина.

«Массовые пленэры» устраивал и Амангельды Шакенов. Возглавляя Омское отделение Союза художников, он организовал творческую командировку на агиттеплоходе, где собрал множество мастеров. Пейзажи и люди, которые попадались им по пути, вдохновляли художников на создание различных произведений.

Посмотреть на произведения посетители выставки могут и через интерактивную панель, установленную в зале. Организаторы соединили картины омских художников и стихотворения омского поэта Тимофея Белозёрова.

Судовой фонарь, макеты и китель капитана

Экспозиция состоит не только из картин, её дополняет и коллекция предметов, принадлежащих речникам разных поколений. Совсем недавно появились новые экспонаты — светосигнальный фонарь для навигационных знаков и керосиновый судовой фонарь 1957 года. Последний попал в коллекцию от Виктора Маслова — одного из художников, представленных на выставке.

«Когда мы были в мастерской Виктора Ивановича, обратили внимание на предметы, связанные с кораблями, нашли общую тему для разговора. Оказалось, один из его сыновей работал в Иртышском пароходстве. Художник великодушно передал нам фонарь. Его уникальность в линзе Френеля. Если в фонарь с этой линзой поставишь даже маленькую свечку, получится мощный свет», — отмечает Руденко.

На выставке представлен китель капитана всех групп судов, выпускника омского речного училища. Парадной форме — более 50 лет. Рядом располагаются чашечный анемометр для определения скорости ветра, боцманская дудка (это свисток, с помощью которого на корабле подают сигналы — прим. ред.), фотографии прошлых лет, где изображены суда в затоне Омского судоремонтно-судостроительного завода, нынешнего «Зелёного острова».

Среди экспонатов есть одна особенная фотография: на ней изображены мальчик-юнга и капитан судна. Сергей Руденко отмечает, что фотография ему дорога, ведь этот ребёнок и капитан — он сам вместе с отцом.

«Отец отработал 47 лет на флоте. Я отходил две навигации боцманом. Учился в школе юнг. Мы, мальчишки 5–6-го класса, занимались всю зиму, носили форму, а летом шли до Салехарда и обратно на пассажирском теплоходе. Семь суток по течению — туда, восемь — назад», — вспоминает Сергей Викторович.

Председатель совета ветеранов омского речного порта Олег Бурносов также передал в фонды музея «Либеров-центр» книгу «Омск — главный порт на Иртыше». Представлен макет теплохода «Онежский-12», который первым совершил переход «река — море» из Онежского озера в Архангельск. И это далеко не всё, что можно увидеть на выставке, названной по цитате из стихотворения омского поэта Леонида Мартынова. Экспозиция продолжит свою работу до 20 июля.

Фото: Юлия Майстренко
Нашли опечатку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter