В Омске хип-хоп развивается достаточно давно. Чтобы лучше в нём разобраться и понять, как он устроен, мы взяли интервью у Кати Крюковой. Девушка в свои 22 года является создательницей двух танцевальных команд в Омске и участницей многих соревнований: Best Champ Omsk, Volga Champ и You Champ. Благодаря ей танец развивается не только в нашем городе, но и за его пределами.
Фото: Никита Червоткин
Детство, начало пути, стиль
— Как давно ты в танцах? Какой стиль был самым первым?
— В танцы я пришла в три года — то есть я здесь почти уже 20 лет! Сначала это была ритмика, потом занималась в народном стиле, далее — очень много лет современного танца и классики, и только с 2018 года перешла в хип-хоп.
— Почему ты вообще решила заняться танцами? Тебя кто-то направил или сама?
— У меня была грыжа и нужно было чем-то заниматься. Тяжёлый спорт мне был противопоказан, поэтому мама решила отдать меня в танцы, чтобы просто ребёнок развивался, а дальше это вылилось во что-то большее. Так что нужно благодарить мою маму.
— Какой твой танец сейчас?
— Я уже не танцую Old School хип-хоп, мне больше близки красивые эстетичные формы.
— Связано ли это как-то с твоим началом пути как танцора? Когда ты занималась ещё классикой.
— Да, потому что это заняло большую часть моей жизни. Да и там полно красивых форм и эстетичных фигур. К тому же я всегда любила слушать R&B музыку, что тоже подтолкнуло к тому стилю, который я сейчас танцую.
— Как ты пришла к нему? Может помнишь с чего начались изменения в твоём стиле?
— Ну, хип-хоп безграничный, в нём нет рамок, и я пробовала себя во всём. Главное, это то, что я не сидела на месте и искала себя. Я могла быть как дерзкой и агрессивной, так и нежной и женственной. Да и сейчас я могу быть многогранной.
Наставники, хороший тренер, страхи
— Ты в танцах уже достаточно давно. И скорее всего у тебя было много наставников. Вот хороший тренер, какой он для тебя? Можешь описать?
— Отношения тренера и ученика очень схожи с отношениями родителя и ребёнка. Если ты хочешь воспитать классного танцора, то нужно самому подавать пример. Если ты требуешь от него ходить на мастер-классы, делать или снимать свои хореографии, постоянно мониторить разных танцоров и быть «в курсе», то делай это и сам. Кроме того, мне кажется, очень важно держать с учеником какую-то связь помимо тренировок. Пойти ему навстречу, помочь, поддержать, подставить где-то плечо, когда он не знает, как ему дальше быть и что делать. Для меня хороший тренер — он такой.
— Такой тренер был в твоей жизни?
— У меня было много хороших тренеров! Но не могу выделить кого-то конкретного: я каждого помню, каждого благодарю и ценю, потому что они сделали огромный вклад в моё развитие.
— Наверняка у тебя были какие-то трудности на твоём танцевальном пути. Что было самое сложное, с чем тебе приходилось сталкиваться?
— Самое трудное, с чем мне пришлось столкнуться, и что до сих пор у меня есть, это страх проявления себя. Что-то невидимое и страшное, но очень ощутимое в душе. Это просто нужно прорабатывать. Я и сейчас этим занимаюсь, пытаюсь принять и уже наконец-то избавиться!
— А доходил ли этот страх когда-нибудь до такого, что тебе хотелось бросить танцы?
— Точно нет. Я не представляю себя без танца, и самое главное — у меня до сих пор есть к нему интерес. Страх — не помеха, просто с ним нужно уметь справляться. Конечно, были очень трудные моменты, когда ничего не получалось, когда хотелось сказать: «Всё! Я больше не буду танцевать!», однако со временем проблемы проходят, и тогда ты снова в строю.
Фото: Никита Червоткин
Своя команда, успехи и неудачи, советы начинающему
— У тебя есть собственная команда «The Foam». Ты создала её примерно полтора года назад, что ты можешь сказать о ней? Что хотела бы внести в этот мир с помощью своих танцоров?
— Создав свою команду, я хотела бы реализовывать свои идеи, да и в принципе реализовываться как танцор. Материал, который я делаю для себя, он — и для моих учеников тоже. Я чувствую свой рост, чувствую себя как профессионал, когда делюсь этим. У меня нет такой установки, что я хочу всем доказать и показать, какая я классная, что создала сильную и крутую команду. Нет, я просто хочу чувствовать, что мы идём и растём вместе. Это больше про внутреннее ощущение каждого.
— Кем ты хочешь быть в первую очередь для своих учеников?
— В первую очередь я хочу быть человеком, за которым хочется идти, на которого хочется равняться и, конечно, тем, на кого можно положиться.
— Наверняка было много трудностей за этот период. Как успех или неудачи твоих танцоров отражаются на твоем состоянии?
— Никогда не задумывалась, как удачи или неудачи моих учеников отражаются на мне… Ну не знаю, если у моего танцора случилось что-то плохое, мне всегда хочется настроить его или поднять мотивацию.
Мне никогда не было стыдно за них! Наоборот, всегда хочется тянуть человека наверх, к лучшему. Для меня успех — это даже просто когда человек прислушивается к моим советам, благодаря которым движется маленькими шажками к мечте. Когда ученик начинает действовать, для меня это самый большой успех, и я всегда очень сильно радуюсь и горжусь им.
— Что можешь сказать о своём пути танцора в целом?
— Мой путь — интересный и достаточно разнообразный. Я очень много танцевальных стилей попробовала, и, если честно, даже не могу представить, с какими я ещё не познакомилась. Пока что я остановилась на одном, но это не значит, что я не буду двигаться дальше.
Мой путь продолжается, и я себя ищу. Не забываю бороться со своими страхами и прорабатывать их.
— Допустим, ребёнок только-только пришёл в танцы. Какой совет, как профессионал, ему дашь?
— Посоветую делать и не думать! Оставьте оценку для своего тренера. На то он и тренер! Пусть анализирует и направляет тебя, а ты прислушивайся к советам. Грубо говоря, делай с пустой головой: наслаждайся процессом, кайфуй от него, будь счастлив во время танца, старайся прожить его.
А неудачи, конечно, будут. Они есть всегда и не только в начале пути, даже у профессиональных танцоров. Тут важно не сдаться и идти дальше. Сильный тот, кто проходит.
Танцевальный Омск
— Что могла бы сказать о нашем городе? Какую бы оценку по 10-балльной шкале поставила нашему танцевальному сообществу?
— Определённо выше среднего, но неидеально… Семёрочку бы поставила.
— Почему не 10?
— Потому что у нас очень много умных людей, которые топят за творчество и развивают его, но также очень много и тех, кто банально не понимает для чего всё это. Однако это нормально, в мире всегда должен быть баланс. И такие, и такие будут. Люди, которые ничего не понимают в развитии, обязательно подтянутся. В это нужно верить и направлять их к этому.
Мы, те, кто за развитие, и нужны, чтобы подталкивать новеньких в более осознанный и крутой мир танца. В первую очередь в развитии города нужно думать, как бы притянуть к себе танцоров, которые не видят смысла в развитии.
— Омск не такой большой город, как Москва, например. Есть ли у омских танцоров возможность развиваться?
— Конечно. У нас в городе очень много танцевальных мероприятий. Best Champ, Nako Dance Camp, Art Story — всё это поможет начинающему танцору вырасти, а опытному — достигнуть новых вершин. У нас есть шанс быть услышанным или увиденным.
Другой вопрос, пользуетесь ли вы этим?
Автор: Юлия Муромцева