Заставить зрителя не просто смотреть и переживать, а играть вместе с актерами, раскрывать перед ним специфику искусства и показывать уникальную природу театра с непривычного ракурса стремится каждый современный режиссер. И худрук омского ТЮЗа Владимир Золотарь не исключение. Совместно с новосибирской арт-группой «С.Э.Г.» и фотографом Владимиром Кирилловым он превратил фойе театра в сцену для одноактного перформанса.
Действо, названное как фото-спектакль «Трагедии. Пушкин. Всё», походило на сеанс гипноза. Синий свет, крутящиеся фотографии и полифонии из классики, электронной музыки и оперных арий, перемежавшихся резкой тишиной. Все это буквально вводило наблюдателей в ступор и даже транс, вырывая их из одной действительности и перенося в другую. Кто знает, сколько вариантов известных пушкинских трагедий разыгралось в их воображении за эти полчаса.
С режиссерской же версией зрители получили шанс познакомиться на открытой репетиции «Скупого рыцаря». Надо отметить, что это уже вторая за год. Худрук ТЮЗа ожидания зрителей оправдал. Во-первых, адаптировал классика как только мог: перенес все действо пьесы из покоев замка в офис, посадил молодых героев в кресла и дал им в руки гаджеты вместо мечей. Самого же скупого рыцаря заставил разгуливать в потертых трениках и жарить омлет на электроплитке. Во-вторых, через смену декораций усилил циничность звучания «Скупого рыцаря», которая сегодня актуальна как никогда.
Конечно, отдельное удовольствие — наблюдение за работой самого Владимира Золоторя.
— Митя, а ты меня видишь? — кричит режиссер в микрофон Дмитрию Пономареву, исполнителю роли Альбера. Он подходит к краю сцены и вглядывается в темноту зала, из которой прозвучал голос.
— Нет, — отвечает «Митя» с улыбкой смущения.
— Хе-хе, — злорадствует Золотарь и затем делает актеру несколько коротких замечаний к роли.
Вот в такой слегка ироничной и при этом уважительной манере худрук ТЮЗа общается как с актерами, так и со зрителями. Первым дает указания по игре, вторым комментирует рабочие или непонятные моменты репетиции. И все вместе неожиданно превращается в какой-то новый, никем не запланированный спектакль, до боли напоминающий жизнь, где у одних происходит трагедия, другие за ней наблюдают, и только голос свыше управляет всем.
Полина Жорова
Текст опубликован в газете «Ва-банкЪ» №51 от 22 декабря 2014 года