om1.ru
«Отверженные»: сквозь тёмное сегодня к светлому завтра Герои бессмертного романа Виктора Гюго вновь оживают в очередной ожидаемой киноверсии. С 7 февраля на российских экранах они поют для своих зрителей о любви и превратностях судьбы, о разбитых мечтах и истинном предназначении, о тяготах жизни и, конечно, о революции.

«Отверженные»: сквозь тёмное сегодня к светлому завтра

Герои бессмертного романа Виктора Гюго вновь оживают в очередной ожидаемой киноверсии. С 7 февраля на российских экранах они поют для своих зрителей о любви и превратностях судьбы, о разбитых мечтах и истинном предназначении, о тяготах жизни и, конечно, о революции.
«Отверженные»: [сквозь тёмное сегодня к светлому завтра]
8 февраля 2013, 12:03
рецензия

Слава и успех так и липнут к фильму «Отверженные» - очередному детищу молодого, но уже прославившегося британского режиссёра Тома Хупера. «Король говорит!», другая нашумевшая картина автора, завоевала немало престижных премий и наград. Вот и экранизация многотомной эпопеи французского классика, облечённая в форму киномюзикла, уже сорвала три «Золотых глобуса» и захватила поистине прочные позиции в гонке за «Оскаром» и за премией Британской киноакадемии: 8 номинаций в первом случае и 9 во втором.

Эпический замысел, скрупулёзная работа над каждой деталью, музыка, слова, подбор актёров и огромные затраты на воссоздание французской действительности ушедших веков действительно делают киноленту чрезвычайно примечательной и любопытной. Киноманы всего мира влюбились в фильм с первого трейлера и ждали с нетерпением его выхода на широкий экран. И вот премьера состоялась. Теперь нам, конечно же, есть что обсудить и над чем поразмыслить, потому что новые «Отверженные», по всей видимости, всё-таки станут скорее фильмом на любителя, чем кино для всех и каждого.

СЮЖЕТ

Действие картины воссоздаёт события романа Гюго. В начале 1800-х годов для Франции настали трудные времена. Одна революция буквально наступает на пятки другой, в то время как народ ищет себя и попутно решает будущее собственной страны, выбирая то монархию, то республику и безжалостно проливая собственную кровь и кровь власть имущих. Бедный каторжник Жан Вальжан (Хью Джекман) - типичный пример человека, отринутого обществом и затерявшегося в просторах собственного отчаяния. Судьба его была сломана благодаря сущему пустяку - краже булки хлеба, которой он накормил умирающего с голоду племянника. Спустя много лет титанического труда на верфи он получает вожделенную свободу, которая, однако, становится для него ещё большим бременем, чем заключение.


 

Бывшему «опасному преступнику» - а именно так оклеймили Вальжана за его, казалось бы, мелкий проступок - нет места в этом жестоком мире, и очень тонкая грань отделяет его от того, чтобы вновь переступить закон. К счастью, герой встречает доброго священника (Колм Уилкинсон), который вселяет в него веру и помогает в трудную минуту. Жан Вальжан решает изменить свою судьбу, и у него это получается. Через десять лет мы находим его уже в должности мэра города Парижа.

Но у всего есть и тёмная сторона. Чтобы стать другим человеком, Вальжану пришлось уйти из-под надзора полиции. Его объявляют в розыск, и каждую минуту, каждую секунду по следу героя идёт его заклятый враг - комиссар Жавер (Рассел Кроу), одержимый идеей наказать бывшего заключённого. Он узнаёт в мэре своего «подопечного» - опять же по воле случая - и открывает на него охоту.

Тем временем перед Вальжаном вновь стоит дилемма: либо открыть себя, но помогать людям - отверженным, как и он сам, либо хранить молчание, но жить счастливо и богато. Загадка разрешается сама собой, когда на его пути появляется бедная Фантина (Энн Хэтуэй), ставшая проституткой, продавшая свои волосы и зубы ради того, чтобы прокормить маленькую дочку Козетту (Аманда Сайфред). Фантина вскоре умирает, и Вальжан даёт ей слово, что вырастит Козетту как свою собственную дочь.

ВОПЛОЩЕНИЕ В КИНО

Скептики могут негативно отнестись к тому, что «Отверженные» Виктора Гюго «докатились» до статуса мюзикла, однако не всё так плохо. Как известно, книга писателя романтическая. Она проникнута глубоким пафосом патриотизма и стремления к светлому, доброму и прекрасному. А что как не песня лучше всего передаёт душевные порывы и светлые чувства?

Работа по написанию сценария и музыки к фильму проделана поистине колоссальная. Каждый герой получился индивидуален и словесно, и музыкально, поскольку для всех была придумана и создана своя главная тема. Музыка в новом фильме передаёт гораздо больше смыслов, чем это может показаться на первый взгляд. Здесь и эмоции, и состояние души, и характер героя, и его переживания. Музыка предвещает опасность и дарует спокойствие. Песня атакует врага вместе с героем, который её испоняет, и призывает товарищей к единению в минуту трудностей. Движущая сила музыки - это закон, по которому, можно сказать, и развивается ход сюжета новых «Отверженных». И это действительно большая находка создателей, потому что проделать такое удаётся далеко не всегда.

Не отстал и антураж. Архитектура, интерьеры и внешний облик Франции 19 века и её обитателей созданы реалистично и с должным вниманием. Примечательно, что интерьер картины также активно включается в действие, а не служит простой оболочкой.

АКТЁРСКАЯ ИГРА
Игра и исполнение бесподобны. Во многом такой искренности актёрам помогло добиться то, что песни-реплики героев записывались не заранее, а практически в живую - прямо в ходе съёмки фильма. Это позволило кинозвёздам полностью раскрыться и действительно показать, на что они способны.


Уже давно отмечено, что Хью Джекман хорошо смотрится на фоне обстановки 19 века и в качестве человека этого времени. Вспомнить хотя бы его роль в романтической мелодраме «Кейт и Лео», где актёр предстал перед нами в образе американца-аристократа, прибывшего из прошлого в современный Нью-Йорк, или созданный им образ фокусника Роберта Энджиера из «Престижа» Криса Нолана. При этом ему всегда удаётся оставаться индивидуальным и непохожим на себя в любом фильме, и это достойно уважения.

Радует и Энн Хэтуэй, которая со времён «Алисы в стране чудес» и «Дьявол носит Прада» значительно выросла в профессиональном плане. Её также со всей справедливостью можно назвать талантливой многоплановой актрисой, которая играет искренно и заставляет поверить зрителей в тот образ, который создаёт.

Интересный аккорд привнесли в «Отверженных» мастерица готического трэш-хоррор-юмора Хелена Бонэм Картер и эпатажный Саша Барон Коэн. Несмотря на явное эмоциональное отличие от всей остальной картины, сюжетная линия их героев гармонично вплелась в общую канву и подчеркнула идею создателей о том, что жизнь полна контрастов и парадоксов.

ЛОЖК  А ДЁГТЯ
К сожалению, даже в таком шедевре не обошлось без неудач, хотя в этом во многом виноват дубляж.

Зрителей определённо не порадует английская речь и наличие субтитров. Фильмы-мюзиклы нужно и должно смотреть на языке оригинала - это, по нашему мнению, весьма правильно. Но именно поэтому такие фильмы не всегда воспринимаются публикой адекватно. Знатокам английского языка, конечно, переживать не о чем, однако мельтешащие внизу экрана русские переводы (которые, кстати, не совсем точны) сильно отвлекают и не дают хорошенько настроиться. С другой стороны, если увлекаться субтитрами, то не останется времени на то, чтобы посмотреть фильм: слишком уж много придётся читать.

Естественно, непесенные реплики, как и в другом недавнем опыте фильма-мюзикла - «Суинни Тодд: демон-парикмахер с Флит Стрит» Тима Бёртона, звучат по-русски. Но их настолько мало и появляются они всегда в таких «неудобных» местах, что в сумме текст фильма представил собой некую смесь английского с нижегородским. К такой красоте прилагать «перевод» вроде этого даже жалко. В этом, на наш взгляд, весомый недостаток русской версии киноленты, который может сильно попортить общее впечатление от фильма.

ИТОГО
Безусловно, новый киномюзикл «Отверженные» режиссёра Тома Хупера достоин просмотра, даже неоднократного. Работа, проделанная создателями фильма, будет оценена по достоинству, и картину определённо ждёт только светлое будущее, особенно в кругах отпетых киноманов.
Что же касается массового зрителя, то гарантировать хорошие отзывы от данного типа аудитории нельзя. Уж очень сильно заставляют «Отверженные» извилины напрягать: следить, вслушиваться, концентрироваться, сопереживать. Рядовой потребитель в кино ходит отдыхать, а не работать. Поэтому многое может остаться для него непонятным и неоценённым.

Текст: Константин Попов

Нашли опечатку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter