om1.ru
50 оттенков серого: безопасная история про опасные связи Одна из самых громких кинопремьер начала года – экранизация эротического бестселлера «Пятьдесят оттенков серого» – уже почти неделю успешно штурмует кинотеатры, отзываясь в интернете сотнями комментариев. Мнения, как водится, сталкиваются на границе принятия и отторжения скандальной истории о травмирующем опыте первой любви скромницы Анастейши Стил к искушенному миллионеру Кристиану Грею.

50 оттенков серого: безопасная история про опасные связи

Одна из самых громких кинопремьер начала года – экранизация эротического бестселлера «Пятьдесят оттенков серого» – уже почти неделю успешно штурмует кинотеатры, отзываясь в интернете сотнями комментариев. Мнения, как водится, сталкиваются на границе принятия и отторжения скандальной истории о травмирующем опыте первой любви скромницы Анастейши Стил к искушенному миллионеру Кристиану Грею.
50 оттенков серого: [безопасная история про опасные связи]
19 февраля 2015, 17:31
рецензия

Двумя годами ранее шквал критики привлек к себе одноименный роман, выросший из фанфика «сумеречной саги» (примечательно, что на главную мужскую роль первоначально рассматривался Роберт Паттинсон). Обвиняемый всеми, кому не лень, в шаблонности, пошлости, антифеминизме, роман тем не менее стремительно завоевывал читательскую аудиторию и бил хиты продаж.

В этой ситуации известие о решении экранизировать произведение не вызвало удивления, и шумиха, которая сопровождала фильм на всех стадиях производства, воспринималась почти как должное. И даже идея о том, что резонанс вызывается несопоставимым по масштабу событием, сама стала темой для отдельного обсуждения.

Объяснить внезапное увлечение самого желанного холостяка Америки бедной студенткой можно только тем, что вся история представляет собой визуализацию женской эротической фантазии про красивого и недоступного мужчину, обладать которым можно лишь в мечтах.

По сюжету Анастейша, тихоня с филологического факультета, отправляется в офис успешного молодого бизнесмена, чтобы взять у него интервью для студенческой газеты. В этой роли она оказывается случайно, потому что общественная активность вообще-то ее не интересует — это просьба подруги, которая неожиданно слегла с гриппом, но не готова упустить шикарный по ее меркам материал. Интервью не клеится, девушка явно смущена окружающей ее обстановкой — просторный стерильный офис, хай-тек, стекло и металл, красноречиво намекающие на характер хозяина. Безупречно вежливый тон владельца огромной компании только усугубляет замешательство юной особы, которая задает подготовленные вопросы невпопад.

Однако ситуация в стиле «пережить и забыть» получает неожиданное продолжение. Героиня оказывается в особняке мистера Грея, где он знакомит ее со знаменитой «красной комнатой боли». В этом помещении, оборудованном в стиле инквизиторской пыточной, в оставшиеся полтора часа хронометража будут разрушаться девичьи иллюзии про красивую и чистую любовь.

Обнаруженное героиней удовольствие в подчинении чужой воле не ведет ее к рискованным экспериментам. Большую часть экранного времени Анастейша неспешно раздумывает над условиями договора, регламентирующего отношения между доминантом и сабмитом, и снабженного длинным списком предметов, которые намеревается использовать в своих играх развратный миллионер.

Причинно-следственные связи в фильме ожидаемо условны. Анастейша и Кристиан — люди с разных планет, и помимо банального «противоположности притягиваются» сложно объяснить, что заставляет героя пригласить неопытную робкую девочку «в свой мир», в котором люди занимаются не любовью, а жестким сексом. Их стремительное сближение выглядит слегка нелепо и заставляет вспомнить бесчисленные вариации на тему «Золушки» и целую галерею диснеевских принцесс, получающих желаемое в награду за невинность. 

Фильм в целом про то, как хороши традиционные отношения, и какое дескать несчастье, что порочные наклонности героя разрушают так прекрасно было начинавшийся роман. Тема сексуальных опытов с намеками на изменение границ восприятия съезжает в плоскость мелодраматической интриги, в основе которой приторная сказочно-мультяшная линия.

Сравнение с Золушкой, кстати, не единственная отсылка к сказочным и литературным сюжетам. Если вдруг вы заскучаете на показе, можно развлечься угадыванием в сюжете цитат из классики — от Джейн Остин и Томаса Харди до «Дориана Грея» Оскара Уайлда. Последний даже прямо напрашивается на сравнение: киношный Грей позаимствовал у своего литературного тезки не только фамилию, но и черты характера, вроде обостренного чувства независимости и беспросветного нарциссизма.

Сказочные мотивы немного утяжеляют историю, которая без этого скатывается в совершенную банальность. Так, при желании можно сравнить Анастейшу с героиней «Красавицы и чудовища», которая пытается приручить опасного зверя, открывшись ему, но история, рассказанная в фильме, — это сказка наоборот, поэтому счастливый финал под вопросом. Впрочем, поиски скрытых смыслов и литературных аллюзий не спасают положения с невнятностью повествования, и к тому же выглядят довольно комично на контрасте с легковесностью содержания.

Источник происхождения богатства мистера Грея неясен, его компания занимается неизвестной деятельностью. Бизнес — только антураж для истории про отношения, которая бы рассыпалась без связывающих ее штампов.

Однако то, что герои выполняют функции, продиктованные сюжетом, — не главная из возможных претензий. Вместо разговора на заявленную откровенную тему зрителям предлагается визуальный ряд с атрибутикой жизни привилегированного социального класса, причем картинки роскошных интерьеров и богатых гардеробов подаются без тени иронии как синоним исполнения мечты. Вероятно, акцентирование на картинках, будто смонтированных для глянцевых изданий, должно производить впечатление, но на деле навевает скуку, как при просмотре двухчасового рекламного ролика, продающего устаревшую версию американской мечты. Фильм кажется эклектичным сочетанием незамысловатых идей в довольно безвкусной обертке, и последнее воспринимается даже острее, потому что невразумительность содержания мелодрамам прощается легче, чем дурновкусие подачи.

В процессе адаптации под возрастные ограничения из сценария старательно вычистили все более-менее неприглядные сцены, снизив концентрацию эротики до уровня, вполне привычного каждому, кто хотя бы раз видел голливудскую мелодраму.

И все же парадоксальная популярность этой истории до сих пор многим не дает покоя. Часть критиков списывает ее происхождение на невзыскательный вкус аудитории, для которой произведение фактически легитимировало эротические переживания, выведя их из сферы сугубо частного в пространство общественной дискуссии. В этом смысле книга, при всей ее противоречивости, несет некий заряд эмансипации, — и именно это стало для читателей сигналом для несколько лихорадочного ажиотажа. Хотя откровенность романа имеет значение только для тех, кто до сих пор не был готов к непредвзятому разговору о сексуальности. Остальные увидят лишь наивную историю, рассказанную в соответствии с самыми растиражированными клише. Это объясняет, кстати, иронический ярлык «порно для мам», прилипший к этому роману, а затем и его экранизации.

Авторы фильма позаботились о том, чтобы ни в коем случае не выводить зрителя из зоны комфорта, и совершенно неважно, что по заявленной тематике как раз это с ним и должно было происходить.

На выходе кино оказалось про то, как совершить ни к чему не обязывающую прогулку в красивых декорациях, толком не заглянув за дверь таинственной красной комнаты, в которой скрывается все самое интересное.

Екатерина Чаплинская

Вопрос
А вам понравился фильм "50 оттенков серого"?
  • 14%
  • 21%
  • 29%
  • 36%
Для участия в голосовании авторизуйтесь

Фото: www.kinopoisk.ru
Нашли опечатку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter