om1.ru
«Территория»: оживший миф об ушедшей эпохе 16 марта в Омске состоялся предпремьерный показ фильма «Территория» – экранизации романа Куваева о разведке золота на берегу Северного Ледовитого океана в середине 20 века. Фильм представили зрителям режиссер Александр Мельник и актер Константин Балакирев.

«Территория»: оживший миф об ушедшей эпохе

16 марта в Омске состоялся предпремьерный показ фильма «Территория» – экранизации романа Куваева о разведке золота на берегу Северного Ледовитого океана в середине 20 века. Фильм представили зрителям режиссер Александр Мельник и актер Константин Балакирев.
«Территория»: [оживший миф об ушедшей эпохе]
19 марта 2015, 19:00
рецензия

Выход картины на большие экраны запланирован на 16 апреля 2015 года, но в рамках продвижения фильма были организованы допремьерные показы в ряде российских городов, куда его привозят лично режиссер и исполнитель одной из ролей. Предполагается, что таким образом, путем «сарафанного радио», удастся привлечь некоторое количество зрителей в обход традиционных рекламных схем, которые, по мнению Александра Мельника, лучше работают для голливудского кино, чем для отечественного. Впрочем, режиссер объективно оценивает шансы «Территории» на широкий прокат и признает, что снимал фильм «не для всех». Его потенциальная аудитория — те, кто ждет от отечественного кинопрома по-серьезному патриотических тем: не агиток, а просто доброжелательного взгляда на прошлое и настоящее страны.

Чтобы экранизировать роман Куваева, потребовалось три экспедиции — две на плато Путорана в Красноярском крае и одна на Чукотку, заграничное оборудование для вертолетных съемок и бюджет в 500 млн рублей. Содействие созданию картины оказали крупнейшие ресурсодобывающие компании и высокопоставленные чиновники, вплоть до президента России, а первый показ был организован в Кремле.

Герои фильма не щадят себя ради высоких целей: партия сказала, что у экспедиции есть год на разведку золотоносного месторождения в местности, которая до этого давала только олово, и геологи самоотверженно бросаются выполнять план. Возглавляющий экспедицию Чинков — суровый мужчина в хемингуэевком свитере по прозвищу Будда — слышать ничего не хочет об объективных трудностях с разведкой и требует от подчиненных сверхусилий, подкрепляя уверенность в существовании золота своим моральным авторитетом. К счастью, в итоге он оказывается прав, и те жертвы, которые были принесены ради почти эфемерной идеи, вроде бы оправдывают себя. По крайней мере, ученые и простые рабочие в финале чувствуют небывалое единение, а в закадровом тексте цитируются слова из романа: «День сегодняшний есть следствие дня вчерашнего, и причина грядущего дня создается сегодня. Так почему же вас не было на тех тракторных санях и не ваше лицо обжигал морозный февральский ветер, читатель? Где были, чем занимались вы все эти годы? Довольны ли вы собой?…»

Территория — место, где привычки цивилизации уступают место потаенным инстинктам, когда человек вынужден существовать на грани своих физических возможностей. Тем важнее кажутся поступки героев, сохраняющих достоинство и честь в экстремальных ситуациях.

Но это по тексту. Сама экранизация представляет собой длинное, два с половиной часа, местами невнятное и сбивчивое повествование, некоторые события которого приходится угадывать со скидкой на перекроенный режиссером сюжет романа. Герои разговаривают книжными фразами, пространно философствуют, потому что другого способа донести сюжет у режиссера нет, а авторские монологи, которые нельзя вложить в уста кого-нибудь из персонажей, напрямую зачитываются за кадром монотонным женским голосом.

Знакомый многим жанр производственной драмы в «Территории» приобретает патетические интонации и достигает едва ли не пафоса Питера Джексона. Любовь режиссера к масштабным панорамным кадрам бескрайних просторов с одинокими фигурками маленьких человечков на фоне большой природы, бесспорно, выглядит эффектно. Картинки северной природы завораживающие и медитативные, но за ними повествование совершенно теряется. Саундтрек не менее сумбурен и представляет собой смесь бардовских песен и ретрохитов зарубежной эстрады для сопровождения романтических моментов. А величие природы подчеркивается заунывными драматическими мелодиями, что еще сильнее напоминает путешествие известных героев Средиземья.

В романе речь идет о реальной разведке золота на Чукотке в 50-х годах прошлого века, а в фильме действие перенесено в условный полярный город Территория и в начало 60-х, видимо, чтобы на финал пришлись известия о полете Гагарина в космос. Самоотверженные геологи празднуют на морозе триумф советской науки.

Режиссер говорит, что снимал фильм не совсем о геологах. Задачей было воспеть альтруистический труд и гуманистические ценности, которые выглядят ярче в условиях аскетического быта Дальнего Севера. Простые радости, заключающиеся в преодолении себя ради высшей цели — блага родины, это то, чего, по мнению авторов картины, недостает в современном погрязшем в эгоизме обществе. Один из героев в какой-то момент читает целую лекцию об авантюристах, противостоящих дельцам и потребителям, а абориген Кьяе, буддийского умиротворения старик, знает, что от некоторых людей пахнет делами, а от других — деньгами. Идея фильма выстраивается вокруг таких вот наивных оппозиций — вольные духом романтики — бездушные потребители, благородные дела — деньги ради денег.

«Территория» — кино по-старомодному прямолинейное и безыскусное, хотя режиссер и пытается усложнить текст кое-какими символическими знаками, но смотрится это довольно наивно. На создание фильма режиссера побудили ностальгические мотивы (он даже снимает намеренно на пленку), и адресован он тем, кто скучает по духу романтики, которая якобы была присуща советским подвижникам труда. Неудивительно, что картина стоит особняком в современном российском кинематографе и выглядит как оживший миф об ушедшей эпохе.

Текст: Екатерина Чаплинская

Фото: www.kinopoisk.ru

Нашли опечатку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter