om1.ru
Брюс Всемогущий выбрал хороший день, чтобы умереть Конечно, речь в заголовке идет совсем не об одноименном фильме с фокусником Джимом Керри в главной роли.

Брюс Всемогущий выбрал хороший день, чтобы умереть

Конечно, речь в заголовке идет совсем не об одноименном фильме с фокусником Джимом Керри в главной роли.
Брюс Всемогущий [выбрал хороший день, чтобы умереть]
22 февраля 2013, 09:00
рецензия

Правильная ассоциация на имя Брюс у любого, прошедшего через 90-е, может быть только одна — «Уиллис». Американский боевик с вечно стареющим копом-неудачником стал символом новогодних и отчасти рождественских семейных праздников для целой страны, какая ирония. Летящий снег, Уиллис, бегающий с факелами по взлетно-посадочной полосе под песню Фрэнка Синатры, — такой же канон, как «I'll be back» и самоубийство Арнольда Шварценеггера в горячей лаве. Конечно, с тех времен наш любимый крепкий орешек изрядно подпортился. Очередную часть смотришь, скорее, для профилактики: а не промелькнет ли там то самое, старое, настоящее. Ну и как по заказу, в «Орешке» ты всегда найдешь хорошую перестрелку и ухмыляющееся лицо Брюса Уиллиса — прекрасного актера, несмотря ни на что.

Вооружившись желанием поностальгировать, мы и отправились в кино. Брюсу Уиллису по старой памяти можно простить все — и бутафорские удары, и наивные трюки, и даже, местами, отсутствие логики в предсказуемой сюжетной линии. Но того, что мы увидели на этот раз, не ожидал никто. Ни краткое содержание на рекламном листке, ни афиши с кремлевскими куполами меня не смутили, а должны были. В пятой части «Орешка» под названием «Хороший день, чтобы умереть» герои попадают в промозглую Москву и не покидают отечественных территорий до самого конца. Легкий культурный шок, холодный душ и легкие колики от хохота вам с этой минуты обеспечены.

По сюжету, в Москве очередная заварушка. Красная площадь, красивые виды Кремля, немного храмов. Сидит известный на всю страну интеллектуал, олигарх, по предварительным описаниям — чистый Ходорковский. В стерильной камере московской тюрьмы он, в старом свитере советского инженера-физика, седой и небритый, играет сам с собой в шахматы. Медведи, водка и балалайка почему-то не прилагаются, но ты веришь — они где-то за кадром. В противовес «Ходорковскому» выступает его бывший друг и партнер по бизнесу, сильный политик, экс-сотрудник властных структур, метящий на пост главы страны. Никого не напоминает? Только компромат от пропитого олигарха способен остановить властного русского, так что единственная цель олигарха — выступить на суде, ну, а мечта политика — убрать его по-тихому.

Конечно, фильм о России не мог не стать собранием штампов. Но! Впервые это новые русские штампы и энциклопедия свежих страхов в одном флаконе. Больше никакой мафии с хмурым лицом, зимы и медведей на поводке — теперь все намного смешнее. И судя по всему, наши братья по разуму с другого полушария слышат звон, да не знают, где смотреть. Мы видим и митинги, столь модные в современной России (кадры с митингов до боли напоминают снимки с Болотной), и краткий перечень изрядно извращенных отечественных новостей за последние лет 7. Говорят, после выхода «Ублюдков» от милейшего парня Тарантино многие школьники действительно думают, что война кончилась, когда евреи сожгли Гитлера в кинотеатре. Так что очень вероятно, что многие факты, так похожие на телевизионные репортажи из России, станут в неокрепших западных умах правдой.

Самое эпичное зрелище ожидает зрителя по приезде МакКлейна в Москву. Что он там забыл? Спасает сына, по его мнению — наркомана, на самом деле — секретного агента, можно сказать, коллегу по работе. А сын в свою очередь спасает блудного олигарха и его бесценный компромат для правительства США. Дабы адский политик не пришел к власти в России и не поработил мир. То есть, если немного покривить логикой, задание у семьи МакКлейнов все то же — спасти мир. Только выйдя из аэропорта, мистер МакКлейн нанимает такси. И к его несказанному удивлению, попадает в пробку. Таксист говорит с ним по-английски и поет песни Синатры, приговаривая: «Ты дал мне спеть — теперь денег не надо». Гости столицы на этом месте рассыпались в умилении.

МакКлейн быстро находит сына в огромном муравейнике, просто немного пройдя пешком. И начинается. Неловко шутя о своем старческом возрасте (эта славная традиция сохранилась еще с первой части), Уиллис угоняет машины, правда, русские не тормозят, покорно подняв руки, — нашего героя сбивают и пытаются дать в морду. В принципе, в этом месте они на редкость не погрешили против истины. А еще герой нашего детства исполняет мечту всех, кто когда-либо стоял в пробке. Признайтесь, вы тоже мечтали проехать на бронированной машине по крышам всех этих уродов, загородивших дорогу домой? Пока вы думали, он делал.

Честно говоря, тот самый action, за которым идешь на «Орешка», в этот раз опечалил. Да, конечно, его там много. Но если в первых, человечных частях в Брюсе еще оставалось что-то от живого человека, то в этой части он спокойно падает с высотки и не получает существенных повреждений. Вытаскивает кусок стекла из печени сына — сын также особых проблем с бессмертием не испытывает. В декорациях Нью-Йорка или Далласа ты еще готов к чудесам. К небольшому суперменству. А в знакомых сердцу пейзажах оно выглядит уж больно нереалистично. А еще мы понимаем, что Россия — действительно волшебная страна. Расстрел небоскреба из вертолета прошел для страны без лишних нареканий.

Чем хорош фильм — там действительно есть русская речь. Пару слов выговаривает сам Брюс. Паспорта, надписи и даже огромная реклама Ростелекома — все настоящее. И даже главная женщина — само коварство, разумеется — не Наташа, а Ирина. Впервые герой не «Птщвр Иванов», а человек с какой-никакой, а фамилией. И газеты без серпа и молота. То есть для американского кино о России это просто фантастический шаг вперед. Но кое-чего они все же не учли или с законами математики сплоховали. Главное действо разворачивается, конечно, в Чернобыле. Картина маслом рисуется нам: два бездокументных американца на угнанной машине с полным багажником оружия и без денег доезжают до Чернобыля за пару часов. Никаких постов ГИБДД и таможни, куда там. Ребята даже не успели остановиться на обочине, «гадости всякой» поесть. Хорошие дороги в Москве. Вертолет, летевший в том же направлении, едва сесть успел — как МакКлейны были уже тут как тут. Зал выл и буйно аплодировал.

Краткое резюме. Брюс — спасибо, что живой. В почти настоящей Москве — спасибо, что приехал. Не стоит делать из этого фильма мечту детства, но поностальгировать — почему бы и нет. Разрыв шаблона и погоня в московских пробках вам обеспечена, а все плохие ребята закончат свою мрачную и недолгую жизнь там, где и планировали.

Нашли опечатку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter