om1.ru
«Безумный Макс» на Дороге ярости: ничего лишнего, только гонки Новая часть знаменитой постапокалиптической трилогии возвращается на экраны спустя 30 лет различных проволочек и попыток найти финансирование. История беспощадной и стилистически изысканной дорожной войны, в которой жизнь человека ценится меньше, чем канистра с бензином, остается верной себе, но выходит на новый технический уровень.

«Безумный Макс» на Дороге ярости: ничего лишнего, только гонки

Новая часть знаменитой постапокалиптической трилогии возвращается на экраны спустя 30 лет различных проволочек и попыток найти финансирование. История беспощадной и стилистически изысканной дорожной войны, в которой жизнь человека ценится меньше, чем канистра с бензином, остается верной себе, но выходит на новый технический уровень.
«Безумный Макс» на Дороге ярости: [ничего лишнего, только гонки]
17 мая 2015, 04:09
рецензия

Любая антиутопия строится на простом тезисе «Завтра будет хуже, чем вчера». Во вселенной «Безумного Макса» завтра — это зной, пыль и песок, и на сотни километров в любом направлении только обезвоженная пустыня, населенная редкими бандами одичавших потомков гомо сапиенс, встреча с которыми не сулит ничего хорошего. Первый фильм в далеком 1979 году Джордж Миллер и Байрон Кеннеди создавали под впечатлением от нефтяного кризиса 70-х, когда западная цивилизация со всей ясностью осознала перспективы прогресса, основанного на эксплуатации природных недр. Тревожные мысли о том, на что способен человек ради канистры с бензином, воплотились в постапокалиптическом экшене об одиночке, научившемся выживать в мире диких людей и противопоставившем коллективному безумию мира свое индивидуальное безумие.

Историю создания картины можно охарактеризовать как «производственный ад»: съемки пытались организовать сначала в Намибии, но помешал политический кризис. В Австралии планы смешали экологические проблемы, и в итоге съемочная группа вернулась к первоначальной локации.

После грандиозного успеха, которым обернулся прокат первой ленты в Америке — первоначальный бюджет был превзойден в 285 раз! — последовали вторая и третья части, в которых Миллер полировал стилистику и добился того, что его выросший из стандартного эксплотейшена «Макс» стал восприниматься как образец жанра. В развивающейся франшизе антиутопический сюжет превратился в обрамление для причудливой визуальности, где обрели жизнь десятки странных и брутальных образов. И четвертый фильм идет по ранее проторенной дорожке, не предлагая новых идей, но насыщая визуальное пространство все большим эстетизмом, в соответствии с возможностями современных технологий. Все, чего могли ожидать поклонники дизельпанка от продолжения культового киносериала — эпатажных костюмов, харизматичных фриков, живописного насилия и фирменного мэдмаксовского безумия — присутствует в новом сиквеле в удвоенном масштабе.

Шарлиз Терон в роли Фуриосы одной рукой справляется в полчищами беспощадных преследователей, чтобы доставить женщин из гарема в полумифические Зеленые Земли — место ее рождения.

Хронологически события фильма помещаются во временной отрезок между первой и второй частями, когда Макс, разделавшись с дорожными бандами и отомстив за жену и сына, отправляется на своем «Перехватчике» в бескрайние пустоши лежащей в руинах страны. Энергетический кризис отбросил человечество на сотни лет назад, ввергнув общество в новый феодализм. Здесь существуют протогосударства, основанные на силе и авторитете тех, кто владеет ресурсами. В один из таких островков жизни — Цитадель — попадает герой в качестве пленника и донора крови, и затем бежит из него, заодно помогая осуществить побег девушкам из гарема правителя этой общины — Несмертного Джо. Сама Цитадель изображается как огромный сюрреалистический муравейник со строгой иерархией и кастами рабочих, воинов и маток, которых в прямом смысле доят в промышленных масштабах. Как раз представительницы последней касты — молодые самки, чья участь рожать потомство для Несмертного Джо, еще больше похожего в своем пластиковом панцире на уродливое насекомое, проникаются свободолюбивыми идеями и объявляют бунт сложившейся системе.

Жизнеспособность Цитадели поддерживается контролем над ресурсами и идеологией, гарантирующей попадание в Вальгаллу всем умершим в бою за правителя.

Феминистический посыл фильма бросается в глаза и, видимо, укладывается в новые кинематографические тренды. Однако сюжет, в котором герой Тома Харди напару с обрившейся наголо Шарлиз Терон задают жара брутальным дикарям на модернизированных автомобилях, служит лишь условием для развития действия. По сути говоря, в «Дороге ярости» нет ничего, кроме экшена и визуальности, но это, как ни парадоксально, идет фильму только на пользу. Последний «Макс» — это сплошная, прерывающаяся минимумом диалогов гонка, сначала в одном направлении, потом в обратном. И за два часа экранного времени перевести дух удается только пару раз, когда гаснет экран, чтобы через секунду выдать новую порцию бешеного драйва.

Моральные мучения вообще-то не свойствены Максу, зато погибшие герои преследуют его в галлюцинациях, из-за одной из которых он и попадает в плен.

Гонка — это нерв «Макса», удерживающий напряжение и передающий энергию сверхнасыщенного движения. Причем все движение в кадре в основном реально (разговор тут не о реалистичности), авторы по-старомодному использовали декорации и каскадеров, кроме пары моментов, отрисованных на компьютере. Приемы «Дороги ярости» задают высочайшую планку для блокбастеров, приблизиться к которой не в состоянии ни один из нашумевших боевиков последнего времени — на фоне максовского безумия они меркнут, как дешевые поделки. Монструозное творение Миллера проходится по ним всей тяжестью моторизированной эскадры под рев, грохот и гитарные рифы полевого оркестра. И неважно, что автор этого апокалипсиса на колесах — 70-летний австралиец, давно уже специализирующийся на добрых семейных лентах. Сомнения по поводу того, что «Макс» окажется очередной коммерческой безделицей, пожилой режиссер опроверг настолько мощно, что статус новой части как лучшей из четырех можно считать утверждением.

Армия Несмертного Джо состоит из зараженных радиацией, смертельно бледных солдатов, готовых в любой момент глотнуть высокооктанового топлива и ринуться в Вальгаллу.

Что касается резонансной замены казалось незаменимого Мэла Гибсона другим актером, то можно сказать, ничего ужасного не произошло. Том Харди неплохо справляется, особенно учитывая, что его роль заметно сократилась. Безумный Макс, как часто случается во франшизах, превращается в символ, выдвигая на первый план Фуриосу в исполнении Шарлиз Терон. Действия героя слабо мотивированы, появляются некие призрачные голоса, призванные придать драматической тяжести персонажу. Образ Макса костенеет, да. И безумие выглядит как-то отстраненно, будто что-то вне его заставляет совершать безбашенные поступки. Однако эта история никогда не сводилась к личностям, и потеря Макса, каким мы знаем его по предыдущим частям, не отнимает своеобразного обаяния у фильма, главное содержание которого составляют движение и эстетика.

Тескт: Екатерина Чаплинская
Фото: kinopoisk.ru

Нашли опечатку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter