om1.ru
«Мир Юрского периода»: тираннозавр — лучший друг человека В прокат вышла очередная часть культовой франшизы про то, к чему приводят попытки устроить заповедник архаических монстров в современном мире. Авторы снова задаются моральными дилеммами на фоне глобальной катастрофы и приходят к выводу, что побеждает дружба.

«Мир Юрского периода»: тираннозавр — лучший друг человека

В прокат вышла очередная часть культовой франшизы про то, к чему приводят попытки устроить заповедник архаических монстров в современном мире. Авторы снова задаются моральными дилеммами на фоне глобальной катастрофы и приходят к выводу, что побеждает дружба.
[«Мир Юрского периода»]: тираннозавр — лучший друг человека
12 июня 2015, 12:41
рецензия

Народ выстраивается в очередь на аттракцион: в кассе «Атриума» толпятся родители с детьми, подростки и те, кто успел повзрослеть с тех пор, как повальное увлечение динозаврами с легкой руки Стивена Спилберга охватило мир два десятилетия назад. Тогда голливудскому мастеру удалось достучаться до сознания, кажется, каждого ребенка и посеять в нем дикий восторг перед архаическими чудовищами, следы пребывания которых на земле до этого интересовали лишь палеонтологов. Миллионы лет назад вымершие монстры стали настоящими звездами массовой культуры, а индустрия развлечений охотно откликнулась на динозавроманию, завалив прилавки сувенирами, игрушками, энциклопедиями и прочими атрибутами нового культа. Все это отлично работало в девяностые и в начале нулевых, когда внимание зрителей подогревалось стабильно выходящими сиквелами, но с того времени интерес к теме заметно поутих, и чтобы привлечь в залы кого-то еще помимо преданных фанатов одного ностальгического рефрена было явно недостаточно.

Справиться с невероятно злобной особью, ощущающей себя на верхушке пищевой цепи, не в состоянии целая команда военных. На помощь придет, как ни странно, Ти-Рекс — самый страшный хищник предыдущих частей.

Современным детям, пресыщенным технологиями, подавай чего-то побольше, поумнее, пострашнее. Над этим и пошутили создатели, сделав главным героем фильма особь под названием Индоминус Рекс — генетический коктейль из ДНК тираннозавра, хамелеона, древесной лягушки и бог еще знает чего. По сюжету переживший удачный перезапуск парк управляется командой специалистов, которые позабыли о первоначальном назначении проекта — напоминать человеку о его незначительности в огромном мире. Руководство заповедника с динозаврами знает, что это золотая жила, и чтобы поддержать посещаемость, идет на рискованную авантюру, выращивая в недрах парка самую злобную тварь на свете. Действуя при этом в том же духе, что и авторы франшизы, которые пугают детей, потому что им нельзя не думать о маркетинге. Тут ирония сливается с самоиронией и лишает аргументов тех, кто хотел было побрюзжать на тему бездуховности летних блокбастеров.

Дрессировщик Оуэн называет своих подопечных буквами греческого алфавита начитая с беты, альфу же оставляет себе, чтобы показать, кто тут главный самец. Эту ролевую модель герой использует и в других социальных группах.

«Мир Юрского периода», как и в первом фильме, замахивается на масштабные темы, сталкивая категории порядка и хаоса. В очередной раз идея тотального контроля, воплощенная в начальнице парка карьеристке Клэр, терпит крах, а спасать положение приходится нерациональному и спонтанному Оуэну, бывшему морпеху и ныне дрессировщику велоцирапторов. В то время как Клэр поглощена маркетинговыми расчетами, альфа в группе рапторов настаивает, что за цифрами на бумажке скрывается опасная и неподвластная стихия. «История ничему не учит», — иронизируют сценаристы. И громадный генетический мутант вырывается на волю, уничтожая все на своем пути. Впрочем, катастрофа, как всегда в этой франшизе, служит поводом примирить всех и вся. На фоне вышедшей из-под контроля природы разыгрывается драма с морализаторским подтекстом и утверждением семейных ценностей. Всплывшая из ниоткуда и ни во что не вылившаяся тема развода родителей мальчиков, племянников героини, очень показательна в этом плане. Неважно, что опустевшая территория парка усеяна частями тел массовки, главное — тетя Клэр сумела правильно расставить приоритеты, и теперь она с семьей, которая больше не разводится.

В этот раз создатели картины сделали упор на генной инженерии, заставив ученых создавать монстров, и постарались оставить зрителя в уверенности, будто ДНК помогает налаживать межвидовые связи.

Основной посыл всех фильмов серии про парк Юрского периода: недостаток гуманизма ведет к трагедии. В первом «Парке» все пошло кувырком из-за алчности одного из участников проекта, похитившего склянку с ДНК. В этот раз к катастрофе ведут разными путями многие персонажи. В парке мира нет: руководство озабочено только статистикой и суммами, военные вознамерились использовать зверушек в качестве биологического оружия, ученые удовлетворяют свои амбиции. А путь к спасению, по Спилбергу, в альтруизме и взаимовыручке. Чтобы подчеркнуть идею общего дела, авторы собрали интернациональную и гендерно разнообразную команду, что однако выглядит слегка карикатурно за счет стереотипного распределения ролей. Женщина-директор в фильме отвечает за рациональность и контроль, индус — за мудрость, азиат — за разработки, а спасает всех белый мужчина, правда, в компании с черным.

Одного из персонажей в какой-то момент вовсе теряют из поля зрения, что заставляет сделать упрек сценаристам, слишком поглощенным любовью-противостоянием Клэр и Оуэна, чтобы следить за второстепенными линиями.

Как и можно было ожидать от такого вида аттракционов, фильм делает ставку на интерактив, насколько это вообще возможно для кино. По принципу «любое удовольствие за ваши деньги» зритель втягивается в события чуть ли не равных с героями. Положение зрителя в зале не сильно отличается от позиции киношных участников действа, учитывая, что они в основном — такие же жаждущие зрелищ гости, только по ту сторону экрана, разве что в отличие от них посетителям кинотеатра не грозит быть съеденными монстром. Плюс к тому, 3D-изображение рвется за пределы поверхности, заставляя детей вздрагивать, пугаться или даже плакать. Нужно полагать, что с этой частью работы авторы справились более чем хорошо, потому что реакция в зале была очевидной, несмотря на в общем прямолинейные способы манипуляции с помощью базовых инстинктов. Что еще раз подтверждает тезис: если вы снимаете блокбастер, шоураннер вам важнее сценариста.

Справляется ли картина со своими задачами? Как аттракцион — безусловно, да, дети остались довольны, хотя вряд ли подсядут на болезнь девяностых с собиранием фишек и заучиванием латинских названий ящеров, слишком велика конкуренция. Как новое слово во франшизе — сомнительно, все-таки после ярких эмоций от экшена остаются топорный сценарий и одномерные персонажи. Возвращение фильма при всей помпезности замысла происходит в новом контексте, когда зрители не столь отзывчивы к масштабным постановкам, да и повторение уже сказанного с новыми эффектами не вызывает былой реакции. Юрский период кинематографа закономерно сменяется Меловым, и это просто эволюция, ничего личного.

Текст: Екатерина Чаплинская

Фото: kinopoisk.ru

Нашли опечатку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter